
Светлана Бакулина
Путь воцерковления у каждого свой. Иногда достаточно бывает услышать всего одну фразу, одну красивую мелодию или песнопение, чтобы буквально влюбиться в церковную жизнь. Именно так случилось со мной.
Был обычный день. Я, как всегда перед сном, листала аудиозаписи в социальных сетях. Искала чего бы такого послушать, чтобы уснуть. Удивить меня было сложно. Всё приелось. Случайно на глаза попадается аудиозапись под названием «Иисусова молитва».
Включила. Глубокий, проникновенный мужской голос неспешно пел много раз одну и ту же строчку: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». В изумлении я замерла. Это было что-то совершенно необычное, непривычное для меня. Будто в этом голосе отражалась вся глубина и красота огромного мира и они коснулись моей души. На тот момент, я была абсолютно невоцерковленным человеком.
Пение настолько впечатлило, что в этот же день я добавила ещё несколько записей духовных песнопений в свой плейлист. Узнала, что они бывают разных распевов. Тот первый — был Валаамский. Очень мне он полюбился.
И каждый раз, когда хотела привести чувства в порядок, сменить городской ритм, на ритм сердечный, я включала эти композиции из моего плей-листа.
Прошло года два. Мы договорились с подругой о встрече. Я приехала к её дому, но к назначенному времени она не успела освободиться и попросила час её где-то подождать.
— А что у вас тут поблизости есть интересного? — спросила я.
— Да, вон тут на углу храм хороший. Иди туда. Я как освобожусь, напишу. Там встретимся — предложила приятельницы.
Я зашла в церковь. Прислушалась. Вдалеке звучала знакомая мелодия и голос. Это был мой любимый распев. Точно такой же, как у меня в плейлисте.
Я слышала каждое слово, понимала о чём говорится в молитве, соучаствовала. И тут я на секунду задумалась: «Постойте! Но от куда в этом храме такой редкий распев, Валаамский? Я никогда не слышала его вживую». Посмотрела по сторонам и увидела, что звук идёт ... из колонок.
«А..., ну, теперь понятно! Просто музыку включили из интернета, видимо, нет живых певчих своих» — осудила я церковнослужителей и нашла для себя причину поскорее уйти.
Но перед этим решила приложиться к мощам. Подхожу ближе к алтарю, поднимаю глаза и вижу: передо мной двое мужчин в черных подрясниках поют вживую то самое песнопение. Рядом с ними на клиросе установлены микрофоны и именно от них и идёт звук в колонки. Я застыла на месте.
Когда вышла из храма, подруга уже подошла. Первое что я спросила:
— Яна, где я только что была? На небе или на земле?
— Вижу, что ты была на подворье Валаамского монастыря и тебе там понравилось — улыбаясь ответила она.
В этот же вечер я принялась искать в интернете, что такое Валаам? Где это? Как туда попасть? И что вообще из себя представляет жизнь в монастыре. Очень захотелось побывать в месте, где поют на языке моего сердца.
Спустя несколько лет я приехала в паломничество на остров Валаам. Там я впервые начала читать на церковно-славянском языке и всерьёз заинтересовалась Богослужебной практикой.
Ещё через 2 года я вернулась на Валаам. Уже в качестве экскурсовода паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. С большой радостью и интересом рассказывала людям о полюбившейся мне обители.
Вот так Иисусова молитва и Валаамский распев открыли для меня целый мир духовной жизни и в буквальном смысле влюбили меня в православную культуру. Чему я очень рада.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема