Евангелие от Иоанна, Глава 14, стихи 10-21
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Бывало ли вам от жизни... тошно? Причём настолько тошно, что в прямом смысле, не знаешь, куда бросаться, что делать — когда словно бы всё бытие ополчилось против тебя и только и делает, что с оттяжкой бьёт тебя снова и снова по самым болезненным, уязвимым местам?
Когда случается такое со мной, у меня есть действенный рецепт — что сделать, чтобы «перезагрузить» свой внутренний мир, — я открываю 14-ю главу Евангелия от Иоанна, отрывок из которой звучит сегодня на богослужении в храмах — и читаю снова и снова, пока не наступит явное улучшение состояния.
Почему именно этот только что прозвучавший текст лично на меня действует совершенно «перезагрузочно»? Сложно сказать, но попробую. Прежде всего, весь этот краткий отрывок насыщен, напоён какой-то невероятной силой любви Христа к человеку. Причём не абстрактной любви ко всему человечеству — а, напротив, очень адресно, к тебе лично. Трудно представить себе ситуацию, чтобы, прочитав или услышав его, что-то внутри не согрелось — хотя бы немного. Причём эта любовь — очень сильно отличается от обычной, нашей, человеческой любви — между родителями и детьми, между возлюбленными, или дружеской, даже самой искренней и честной любви. В словах Христа есть какая-та очень странная уязвимость — да, да, именно уязвимость: это совсем не та любовь, которая «пришпиливает» тебя на выставочном стенде или прокатывается по тебе катком самого факта своего наличия: тебя любят больше всего на свете — вот и живи теперь с этим, как хочешь! Его слова — это самое настоящее... признание в любви — но только такое, которое не делает тебя заложником услышанного, как это происходит в наших, человеческих, отношениях. Вот чего здесь точно нет — даже самой малейшей попытки манипулировать собственной открытостью и влюблённостью — ради достижения определённых своих целей. Иисус идёт на Свой Крест не для того, чтобы получить в Свои руки идеальный инструмент для манипуляции: что может быть сильнее укора — Я за тебя Свою Жизнь отдал, а ты — что?..
Нет, ни в коем разе: все слова Христа утверждают другое: даже если ты совсем не хочешь замечать, чего стоило Иисусу твоё спасение — ты не услышишь ни укора, ни тем более осуждения, даже лёгкой тени — ведь Он пришёл не судить, но спасать!
Второе, что мне снова и снова бросается глаза — о Своей любви Иисус говорит как бы мимоходом, всё обращая и возвращая к Своему Небесному Отцу. Это не речь «одержимого своими чувствами»: нет, это больше похоже на то, как старший брат пытается раскрыть перед младшим нечто очень и очень важное и значимое для него самого. В словах Христа о любви просвечивает прежде всего Его беспредельная любовь, преданность, вверенность Своему Отцу — отражением которой и является та обращённая к ученикам любовь, которой так много в этом тексте.
Так что, дорогие друзья, хотелось бы мне дать вам небольшой совет: попробуйте выучить наизусть хотя бы часть из 14-й главы Евангелия от Иоанна, и когда будет очень худо, начните просто читать эти строки вслух — снова и снова — пока морок уныния не отступит и оторопь греха не пройдёт!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов