
Анна Тумаркина
Есть такой грех, памятозлобие. Тяжелый, словно гора железной руды. Вязкий, как болото. Справиться с ним непросто. Потому, что дает он о себе знать без всякой видимой причины.
Говоришь с подругой о том, о сем, а в голове стучит: «Помнишь, что она тебе сказала в пятницу вечером? И как после этого с ней общаться?» Пора бы забыть, уже и подруга забыла, но ты все еще помнишь...
Ребенок провинился, был наказан, попросил прощения. И вот, мы вместе гуляем по магазину игрушек. Сын просит купить машинку, она ведь так понравилась и совсем недорого стоит... «Мам, купи!» знакомо каждому. Но, неожиданно для себя и ребенка взрываешься буквально у кассы: «А тебе за твое поведение ничего и не полагается!»
И, наконец, уже старенькая и немощная мама просит о помощи. Тебе, вроде бы, ничего не стоит ей помочь. Но тут, будто мелкий злой воришка из-за угла, выскакивает злопамятная мысль: «У мамы на тебя все твое детство времени не хватало, а тут вдруг вспомнила, что дочка у нее есть...» Мама получает отказ, да еще и в грубой форме.
Лично я страдала от греха памятозлобия, наверное, больше, чем от любого другого. Это реально неподъемный груз, который всегда и везде носишь с собой. Мысли об обидах мешали мне жить, пока, с Божьей помощью, не открылось следующее:
Я подумала: вот мы ходим в храм, пишем записки с именами, молимся о здравии наших близких, ставим свечи... Их имена у нас в помяннике.
А когда посещают злопамятные помыслы, всплывают обиды, мы людей поминаем... как? Не с добром. Что за черный помянник мы пишем своими злыми мыслями? А ведь именно такие помыслы внушают нам бесы. И радуются, что чье-то святое имя, данное при Крещении было помянуто во зле и ненависти.
Вредишь и своей душе. Сначала обида, потом отдаление от всех. Ведь помнишь злое слишком многим. Приходит печаль, дальше — уныние...
Поэтому я решила: если мне хочется вспомнить о ком-либо плохое, сначала я должна об этом человеке помолиться. Можно и своими словами, лишь бы искренне: «Господи, благослови и помоги ему или ей!»
Молишься о других, а освобождается собственная душа. Господь поэтому и сказал: «Благословляйте ненавидящих и обидящих вас...»
И тогда никакие прежние обиды не омрачат беседу с любимой подругой. Ребенок обрадуется новой игрушке, а мама, старенькая и седая лишний раз улыбнется своей не всегда образцовой, но, все же любимой дочке и любящей.
Господи, благослови и помоги нам всем!
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема