Лет так восемь назад я решила немного поработать над собой, заняться актерским мастерством на каких-нибудь прекрасных курсах, чтобы немного побороться со своей застенчивостью. Пришла пора публичных выступлений, которые вызывали у меня чудовищный стресс, спазмы в мозгу и в итоге — полное косноязычие у микрофона.
Я нашла очень хорошего режиссера, который давал нам уроки. Надо сказать, что и эти уроки вызывали у меня спазмы, ведь надо было делать домашнее задание и потом демонстрировать успехи перед группой.
Вся моя группа казалась мне собранием невиданных талантов, которые вообще непонятно зачем пришли учиться. Так оно, наверное, и было. Раз за разом я преодолевала эти спазмы, и становилось все менее страшно. Особенно когда уроки кончались, и начиналась реальная жизнь — они меня здорово обогащали, это было то самое «тяжело в учении — легко в бою».
Но было одно очень печальное НО. По сравнению со своими коллегами по актерскому мастерству я казалась себе самой запуганной и бездарной. Ведь я всю жизнь гордилась тем, что я мама троих детей, домохозяйка и пишу статьи в умные журналы. Моя полная неспособность воспарить перед публикой меня удручала!
Я поделилась своей болью с нашим учителем. Говорю: «Вот, я уже смогла на сцене заорать, было такое задание, но никогда не смогу изобразить ни одного животного! А все остальные, посмотрите какие: прямо преображаются в белок, котов, пингвинов... не помогают мне ваши уроки в общем, увы!».
На что учитель сказал: «Ну почему же не помогают? Вы просто постарайтесь усвоить очень важное правило: не надо НИКОГДА сравнивать себя с другими. Сравнивайте себя исключительно С САМОЙ СОБОЙ!».
Мне полегчало. Я действительно крохотными шагами продвигалась по пути раскрепощения, вот покричала же на сцене, да еще как! И почти без перехвата дыхания могу читать стихи. А звери — ну не вживусь я в образ ни белки, ни крокодила...
И от этого совета я прямо воспряла, и мне захотелось поделиться этим с вами! Ведь это касается не просто актерского мастерства или публичности — большинству из нас оно и не понадобится. Это касается такого важного чувства, как — вот вы удивитесь! — как ЗАВИСТЬ. А это жгучее, тяжелое ощущение знакомо ох как многим! И все мы конечно знаем, как это неправильно, и как с этим важно бороться, «а ну-ка не завидуй, ты же христианин, ты же вообще хороший человек!» — работает? Не очень...
Итак, я начинаю примерять к жизни это знание: «не сравнивать с другими». У кого-то из моих друзей жизнь попроще, полегче, покрасивее. Но стоп: значит ли это, что хоть кусочек, хоть крошечку моей пронзительной и непростой жизни я готова уступить за то, чтоб было полегче? Нисколько, ни одной пяди. Как я говорила детям давно-давно, и сейчас мы смеемся и радуемся на эту тему: «Ну почему Бог дал мне все самое-самое лучшее? Лучшего мужа, лучших детей на свете, лучших собак, лучший домик, лучших соседей, лучшие сосны вокруг домика?..» Далее по списку...
И сейчас взрослые дети вспоминают и удивляются: а ведь правда. И я, и дети мои идем через спазмы и боли своей дорогой, которая ни с чем не сравнится, она наша, мы становимся — или очень стараемся становиться — чуточку лучше и еще чуточку сильнее — каждый час и миг нашей жизни.
И можем сравнивать себя только с собой — миг, час, день назад. В наших руках — по милости Божьей — работать над самими собой. А другие — они тоже прекрасные, умные, талантливые, добрые и смелые. Но Господь дал нам вот это все, эту жизнь. Несравнимую. Непростую. Счастливую. Вот ведь интересный итог моих упражнений в театральном мастерстве: не сравнивать означает не завидовать!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.
Как на Руси соль добывали
Соль — сегодня это привычный и обыденный продукт, который всегда на столе. Купить соль можно в любом продуктовом магазине. Однако так было не всегда. Например, в средневековье к соли относились с большим трепетом. Ведь она не только делала пищу вкуснее, но и служила консервантом, позволяющим долгое время сохранять продукты — холодильников тогда не было. Соль широко применялась и на производствах, например, при обработке кожи. До наших дней дошли старинные пословицы о соли: «Без соли стол кривой»; «Без соли, без хлеба худая беседа».
О том, как наши предки добывали соль, может поведать старинная загадка: «Из воды родится, на огне вырастает, а с матерью водой свидится — опять умирает». Соль на Руси выпаривали из морской воды, но чаще — из солёных подземных минеральных источников. Однако, такой источник сначала нужно было найти. Затем пробурить скважину — её глубина могла доходить до двухсот метров! Потом — установить трубы, поставить избу-варницу: там проходило выпаривание соли на больших сковородах — цренах. Этот процесс назывался «варя». Вот как, по описаниям историка Ольги Соколовой, она происходила: «Доведя рассол до кипения, мастер внимательно следил за тем, как шел „кипёж“. При появлении первых кристаллов соли добавляли следующую порцию рассола, тщательно размешивая её, и так повторяли несколько раз, пока не получался густой „засол“. Когда соль начинала оседать хлопьями на дно, её собирали, а затем лопатами выбрасывали на пола́ти. „Варя“ продолжалась без остановок примерно сутки. Высохшую соль ссыпа́ли в мешки и переносили для хранения в амбары, выстроенные на берегу реки». Историки описывали избу-варницу как душное, жаркое помещение, в котором солевары проводили много часов. Соль впитывалась в тело, разъедала малейшую царапину.
О том, где происходила основная добыча соли, сегодня говорят сами названия городов: Солигалич, Сольвычегодск, Соликамск. Многие населенные пункты северной и восточной части страны носили название Усолье. Соловецкий монастырь тоже был одним из крупнейших центров соляного промысла. Интересно, что название обители тоже созвучно слову «соль», хотя на самом деле оно происходит от финского слова «лесной остров».
В Европе очень интересовались российским соляным производством. В 1673-м году в России побывал шведский военный разведчик Эрик Пальмквист. Официально он прибыл как посол с дипломатической миссией. Но имел и тайное поручение — собирать сведения о военном потенциале страны. В Швецию он привёз планы городов, географические карты. При этом среди его рисунков оказалось и подробное изображение соляной варницы на реке Мшаге под Новгородом Великим.
Соляной промысл на протяжении столетий был одной из главных опор российской экономики. Сегодня в Государственном Историческом музее Москвы можно увидеть редкие экспонаты — составляющие старинного производственного комплекса солеварения. И проследить с их помощью весь этот когда-то сложный и трудозатратный процесс.
Все выпуски программы Открываем историю
Борис Кустодиев. «Вербный торг у Спасских ворот»
— Андрей Борисович, как такое может быть? Я совершенно точно уже видел эту картину Бориса Кустодиева. В Петербурге, в Русском музее. Я был там совсем недавно на каникулах. Она даже называлась так же: «Вербный торг у Спасских ворот».
— Олег, всё нормально. Просто у Бориса Михайловича Кустодиева действительно есть две картины с одинаковым сюжетом и названием. Одна из них, как ты верно заметил, находится в Русском музее в Петербурге. А другая — здесь, в Нижегородском государственном художественном музее.
— Кажется, теперь понял! Наверное, одна из них — этюд?
— А вот и нет! Оба полотна — самостоятельные, законченные картины. Хотя и отличаются друг от друга разве что совсем незначительными деталями и размерами. Видимо, вербная ярмарка на Красной площади в Москве очень вдохновила художника.
— Ну, судя по полотну, там действительно было весело. Смотрите: огромные связки воздушных шаров рвутся в небо. Продают пряники и коврижки. А народу сколько! И все нарядные. Чувствуется общая радость и веселье.
— «Вербный торг у Спасских ворот» искусствоведы называют одной из самых ярких праздничных работ Кустодиева. Борис Михайлович часто обращался в своём творчестве к теме православных праздников и русских народных традиций. Художник говорил, что любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому», — это было всегда единственным сюжетом его картин.
— Эх, самому захотелось туда — в гущу праздничной толпы. Интересно, а сам Кустодиев был на этом Вербном торге? Или картина — плод воображения художника?
— Борис Михайлович написал своё полотно с натуры в 1917 году. Вербное воскресение тогда пришлось на 8 апреля. Кустодиев вышел с мольбертом на Красную площадь, где под стенами Кремля шумел знаменитый рынок, который в народе называли «Верба». И буквально за несколько часов создал две картины. В то время живописец был уже очень болен, с большим трудом передвигался. Но желание перенести на холст народную радость оказалось сильнее недуга.
— Андрей Борисович, а ведь Вербное воскресение — это праздник Входа Господня в Иерусалим. Христос вступает на Свой Крестный путь. Канун страстной недели Великого поста. И вдруг — ярмарка, гуляния, веселье...
— Ты правильно подметил. Начнётся Страстная неделя и «замолчит всякая плоть». Но Вербное Воскресение — это предчувствие пасхальной радости. Недаром в этот день даже пост послабляется, и можно есть рыбу.
— А где же верба? Картина называется «Вербный торг у Спасских ворот». Но торговцев вербой что-то не видно.
— Посмотри внимательно на стрелки часов Спасской башни. Они показывают почти половину четвёртого. Вот тебе и ответ. Вербу в храме освящают в субботу вечером и утром воскресенья. Вероятно, её всю уже раскупили накануне. И теперь люди просто гуляют, покупают постные пряники, общаются.
— Андрей Борисович, вы сказали, что Кустодиев написал картину в апреле 1917-го. То есть, Февральская революция уже совершилась. Не за горами и Октябрьская...
— А вместе с нею — гонения на Церковь и веру, запрет на церковные праздники. Запретят Вербный торг у Спасских ворот... Но картина Бориса Кустодиева останется для многих живым воспоминанием об ушедшем счастливом времени.
— Полотно действительно дарит ощущение счастья. А знаете, у поэта Аполлона Майкова есть стихотворение, ну как будто точь-в-точь про это полотно Кустодиева! Я его когда-то в школе учил наизусть, и вот, сейчас вспомнилось:
Что это сделалось с городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдёрнута с неба завеса туманов,
По небу блеск, на земле торжество!
С вербами и́дут толпы́ за толпа́ми,
Шум, экипажей ряды, пестрота,
Машут знаменами малые дети,
Лица сияют, смеются уста!
Картину Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот» можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России