
Фото: Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Смутное время — тяжелейший период в истории нашей страны. Тогда решалось будущее России. Её судьба как самостоятельного, суверенного государства, буквально висела на волоске. В русских городах орудовали польские и литовские интервенты. На трон претендовали самозванцы. Чужеземцы мечтали примерить шапку Мономаха. Принято считать, что с восшествием на российский престол первого из Романовых, царя Михаила Фёдоровича, Смутное время, наконец, закончилось. Однако это не совсем так. Ещё долго отголоски Смуты разносились по Руси. Одним из них стала осада и оборона Тихвинского монастыря в 1613-м году.
За несколько лет до этого, в 1609-м, в Москву вступил шведский вспомогательный корпус, чтобы оказать военную поддержку правительству царя Василия Шуйского и помочь ему изгнать из России польско-литовских захватчиков. Шуйский был свергнут с престола предателями. Некоторые из московских бояр присягнули на верность польскому королевичу Владиславу. Швеция же в ту пору вела с Польшей войну, и такой сценарий шведов категорически не устраивал. По правде говоря, у них имелся собственный. Шведы хотели сделать русским царём своего принца Карла Филиппа. Но в 1613-м неожиданно узнали, что на царство был помазан Михаил Фёдорович Романов. Это стало поводом развязать против России активные боевые действия.
Под контролем шведских солдат оказались такие важные города, как Новгород и Тихвин. Однако в Тихвине против шведов восстала городская знать и стрельцы. 25 мая 1613-го, при поддержке подоспевшего из Москвы отряда князя Дмитрия Воейкова, они разгромили шведский гарнизон. Шведы предприняли ответное нападение. Они подожгли город, но не смогли взять неприступные стены Успенского монастыря. А вскоре и вовсе отступили, когда узнали, что вот-вот подоспеет новое подкрепление из Москвы: войско князя Семёна Прозоровского. Отход был недолгим. К шведам тоже пришло подкрепление. Они стянули к стенам не меньше пяти тысяч солдат. Русское войско едва насчитывало тысячу...
Около месяца длилась осада Успенского монастыря. Настоятель, игумен Онуфрий, не раз обходил стены обители с чудотворной Тихвинской иконой Божьей Матери. По свидетельству очевидцев, одному из послушников монастыря по имени Мартиниан Богородица явилась во сне, и сказала, что защитит монастырь от врагов. Так и случилось. Шведские солдаты со всем своим оружием не могли взять в толк, как немногочисленным защитникам монастыря удаётся отбивать штурм за штурмом? Все попытки шведов провести подкопы или взорвать стены обители, не приносили результатов. Зато храбрые ночные вылазки русских давали свои плоды. В конце сентября с большими потерями в живой силе и оружии, шведы отошли от стен обители и покинули окрестности Тихвина.
Война со шведами завершилась в 1617 году. По итогам Столбовского мирного договора Россия получила назад свои земли — Новгород, Порхов, Старую Руссу, Ладогу и Гдов. Однако лишилась выхода к Балтийскому морю. Впрочем, ненадолго — меньше, чем через сто лет после этих событий Пётр Первый вернул Государству Российскому Балтику. А Тихвинская икона Божьей Матери, перед которой молились защитники Успенского монастыря, стала главной святыней обители.
Все выпуски программы Открываем историю
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











