Мои старшие дети, близнецы Иван и Владимир, в возрасте нескольких месяцев серьёзно заболели. Заразились вирусом, с которым их маленькие организмы справлялись с трудом. Лечились в больнице. Мальчики лежали вдвоём на одной кроватке с высокой температурой, почти ничего не ели и через пару дней после госпитализации были худые, бледные и совсем слабенькие. Врачи делали всё возможное, но болезнь не отступала. В это время я сидела рядом с кроваткой и молилась Пресвятой Богородице о спасении моих детей. На третий день утром я проснулась от колокольного звона за окном нашей палаты — в православном храме напротив больницы шло богослужение. «Сегодня Успение Богородицы!» — догадалась я. И эта мысль согрела и утешила. Господь и Его Пречистая Матерь с нами. Сыновья тоже проснулись. Заулыбались. Им обоим стало легче.
Каждый год на Успение Богородицы я вспоминаю об этом. В кондаке праздника, то есть в песнопении, которое кратко излагает суть события, звучат такие слова: «В молитвах неусыпающую Богородицу / и в ходатайствах надежду непоколебимую / гроб и смерть не удержали. / Ибо Её как Матерь Жизни к жизни перенёс Тот, кто вселился в Её чрево вечно девственное». На церковнославянском языке песнопение звучит так:
«В молитвах неусыпающую Богородицу и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние, гроб и умерщвле́ние не удержа́ста: / я́коже бо Живота́ Ма́терь / к животу́ преста́ви // во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную»
Давайте послушаем эту молитву в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор текста песнопения называет Богородицу «Неусыпающей в молитвах», «непоколебимой надеждой», «Матерью Жизни». А значит, даже в самых трудных ситуациях мы можем уповать на Её молитву, Её ходатайство пред Богом и получить помощь и утешение.
После той опасной болезни моих детей прошло много лет. Сыновья выросли и теперь они — высокие и крепкие юноши, моя опора и поддержка. «Богородица всегда с нами, — говорю я им. — Не забывайте о Ней. Молитесь каждый день, а не только тогда, когда приходят трудности и печали. Ведь Она непрестанно молится о нас».
Предлагаю ещё раз вместе послушать кондак праздника Успения Пресвятой Богородицы в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 86 зач., IV, 4-12.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как улучшить свои отношения с Богом? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Тема соотношения ритуала и живой веры является одной из центральных для посланий апостола Павла. И обращается он к ней неслучайно. Иудеи были уверены — для того, чтобы поддерживать с Богом хорошие отношения, достаточно исполнять установленные ритуальные предписания. Исполняешь, следовательно, ты верующий человек. При этом в качестве образца подлинной веры они называли родоначальника еврейского народа праведного Авраама. Дескать, Бог избрал его именно за то, что он скрупулёзно следовал всем тем правилам, которые были позже записаны пророком Моисеем в священных книгах.
Апостол Павел категорически против такого понимания сущности веры. Соблюдение ритуала не является её обязательным признаком. Ведь Авраам жил за много столетий до того, как обрядовый закон был записан. Господь выбрал его за особое внутреннее расположение души. В сердце праведника жила острая потребность в Боге. Всю свою сознательную жизнь он искал Творца и старался увидеть в этой жизни высокий смысл.
Ради того, чтобы обрести этот путь, он решился совершить серьёзный поступок. На склоне лет Авраам оставил всё своё имущество и отправился в неведомую страну. Он подчинился голосу, который всё сильнее и сильнее звучал в его сердце и который по убеждению Авраама принадлежал Богу. Это был страшный риск.
Итак, апостол Павел выражается вполне определённо. Не тщательное, доведённое о автоматизма, исполнение религиозного ритуала является главным признаком праведности. И не внешняя принадлежность к богодухновенной истинной религии, чем так кичились некоторые иудеи. Признаком особых отношений с Богом является искреннее желание найти Творца и способность совершить ради этого желания поступок. Если потребуется, пойти на риск.
Это напоминание апостола актуально и для всякого из нас. Нередко, подобно древним евреям, в своей духовной жизни мы довольствуемся тем, что делаем чрезмерный акцент на внешних атрибутах религиозной традиции. Безусловно, порой и механическое исполнение привычных ритуалов — вещь необходимая. Однако для того, чтобы улучшить свои отношения с Богом, необходимы не только ритуальные практики.
Для Бога нет ничего приятней, когда мы оказываемся способными совершить ради Христа и Его Евангелия новое действие. Это мужество в привычной и стандартной ситуации общения с окружающими нас людьми поступить сегодня не так, как я поступал вчера и всё время до этого. Сила проявить любовь, милость и снисхождение к человеку, даже если это потребует от меня шагнуть в свой страх, испытать дискомфорт и боль. Наша главная задача — выработать у себя этот навык. Возможно, я буду делать ошибки на этом пути. Это не страшно. Главное, что я не стою на месте. А потому мой духовный опыт растёт. Моя связь с Богом становится крепче. Моё сердце не засыхает, а вера становится по-настоящему живой и действенной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Присоединиться к добрым делам Церкви
Студенты из Москвы, Никита и Эстель, недавно поженились. И свой медовый месяц они провели не в увлекательном путешествии, а посвятили его помощи ближним.
Молодые люди познакомились в социальных сетях. Никита с интересом наблюдал за активной жизнью подруги — она трудилась добровольцем в московском церковном штабе помощи беженцам. Однажды девушка отправилась в волонтёрскую поездку в город Мариуполь. Никита очень за неё переживал, и когда Эстель вернулась в Москву, сказал: «больше одну не отпущу». Молодой человек сделал ей предложение, и они поженились. А через некоторое время, уже вдвоём, поехали в Донецк — помогать пострадавшим людям в больницах. Супруги признаются, что вместе гораздо легче переносить непростые будни больничных волонтёров.
Сейчас ребята находятся в Москве, работают. В свой отпуск они планируют отправиться в Северодонецк — ухаживать за одинокими стариками.
Вы тоже можете стать добровольцами, как Никита и Эстель, для этого заполните анкету на сайте: помочьвбеде.рф
Там же можно поддержать беженцев и пострадавших жителей Донбасса, сделав любой благотворительный взнос. Присоединяйтесь к добрым делам Русской Православной Церкви!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Финансы и нравственность». Алексей Коровин
У нас в студии был экс глава четырех банков, инвестор, ментор, финансист Алексей Коровин.
Наш гость рассказал о своем пути в банковской сфере, как это повлияло на его мировоззрение, какие нравственные и этические вопросы встают перед христианином, работающим с финансами и как находить на них для себя ответы.