Лесостепь на левом берегу Волги – район красивый и плодородный. На здешних сочных лугах стада паслись, наверное, с тех самых пор, как человек начал заниматься животноводством. Одна из речек, питающих своей влагой богатую растительность, называется Кармала. Слово это тюркское, означает оно «великое множество скота». По всей видимости, таким именем реку нарекли кочевники, коих немало прошло через эти края.
Земля в пойме Кармалы – почти сплошь чернозем. Неудивительно, что в конце шестнадцатого века здесь на трех больших полянах поселился народ эрзя –мордовское племя, которому по душе были такие занятия, как земледелие, бортничество, ткачество и прочие мирные промыслы.
Жилось первым поселенцам нелегко. Во-первых, кочевники тревожили своими набегами. Эрзянам пришлось установить вышку с колоколом и на ней постоянно дежурил часовой, который звоном собирал селян для обороны. Во-вторых, в окрестных лесах водились медведи. По ночам хозяева леса не стеснялись наносить людям визиты и их отгоняли с помощью костров. А в-третьих, царское правительство не приветствовало самовольных поселений. В восемнадцатом веке была предпринята государственная экспедиция под начальством Василия Татищева. Она была нужна, чтобы усмирить кочевые народы и подыскать удобное место для расселения крещеных калмыков. А попутно выявлялись крестьянские дворы, не зафиксированные в документах и не платящие налоги. Таковые были обнаружены и в деревне Кармала на берегу одноименной речки.
По ведомости Симбирского наместничества 1780 года, все жители Кармалы, которая к этому времени уже разделилась на Старую и Новую, были крещеными. Однако, храм в Новой Кармале появился только в 1890 году. На средства прихожан была выстроена деревянная теплая церковь, способная вместить до пятисот человек. Однокупольная, с тремя крылечками и колокольней над входом, она не отличалась особой архитектурной оригинальностью. Однако сельчане горячо полюбили ее, как свое детище. И когда в советское время власти приняли решение разрушить храм, то прихожане несколько дней круглосуточно дежурили у его стен, чтобы непоправимое не произошло. Они ложились под колеса тракторов, с помощью которых атеисты пытались свергнуть на землю купол. И отстояли! В конце девяностых годов двадцатого века в храме Александра Невского вновь стали совершаться богослужения.
От Самары до Новой Кармалы – полторы сотни километров. Через село один раз в сутки проходит автобус, который следует из областного центра в Старое Максимкино. Три с лишним часа пройдет, прежде чем вы увидите за окном голубой силуэт Александровского храма на фоне бескрайних просторов, окружающих старинное эрзянское село. Увидите - и убедитесь, что не зря потратили время на путешествие в этот благословенный край.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер