![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/05/TB-TBTL-1280Ch720.jpg)
Подготовка к Рождеству Христову в церковном богослужебном круге начинается задолго до самого Праздника. 3 декабря во время вечерней службы праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, исполняются рождественские ирмосы: особые припевы, прославляющие Рождество Христово. Они будто связывают два события: Введение Богородицы во храм и будущую миссию Пречистой Девы — Рождение Спасителя.
Цикл Рождественских ирмосов состоит из восьми припевов. Каждый из них предваряет одну из восьми песен канона — особого церковного песнопения, состоящего из нескольких песней и исполняемого на каждом вечернем богослужении. В каноне, посвящённом Празднику Рождества Христова, нет второго ирмоса, как нет в нём и второй песни. Потому что в соответствии с богослужебным уставом вторая песнь любого канона носит особый покаянный характер и исполняется только во время Великого поста. Тексты ирмосов, как и текст самого Рождественского канона, в восьмом веке сочинил византийский церковный поэт, преподобный Косма Маюмский.
Давайте попробуем разобраться, о чём эти песнопения, и послушаем их в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первый ирмос в переводе с церковнославянского на русский язык звучит так: «Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь! Пой Господу вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился».
Давайте послушаем его на церковнославянском языке:
За первым следует сразу третий ирмос. Его можно перевести так: «Прежде веков от Отца нетленно рождённому Сыну, и в последние времена бессеменно воплощённому от Девы, Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!»
Послушаем, как он звучит:
Четвертый ирмос говорит о том, что Христос родился от Девы; Всехвальный Господь воплотился от безмужней.
Вот как он звучит на церковнославянском языке:
Пятый ирмос говорит о том, что Господь-Отец послал на землю Ангела, то есть Спасителя, дарующего мир. И призывает к тому, чтобы мы стремились к богопознанию и молитвам, восхваляли Бога.
Давайте послушаем пятый ирмос:
Текст шестого ирмоса довольно необычный. Он отсылает нас к ветхозаветной притче о пророке Ионе, который чудесным образом освободился из чрева кита. Подобно этому чуду, Бог, вселившись в Деву и приняв плоть, появился на свет, сохранив неповреждённым Её девство.
Послушаем, как звучит шестой ирмос:
Тексты седьмого и восьмого ирмосов обращаются к образам трёх еврейских юношей — Анании, Азарии и Мисаила. Они своей непреклонной верой в Бога сохранились невредимыми в пламени раскалённой печи, где их должны были казнить за непоклонение языческому идолу. Автор текста ирмосов прославляет Бога, чудесно сохранившего Деву Марию, благодаря Её чистоте, от опаления огнём божественной природы Её Сына так же, как прежде сохранил трёх юношей в бушующем огне.
Вот как звучат седьмой и восьмой ирмосы на церковнославянском языке:
Наконец, в девятом ирмосе песнописец восхищается созерцанием чудесного таинства — явления Неба на земле при рождении Спасителя. По-русски он звучит так: «Вижу неслыханное и невероятное таинство: пещера стала Небом; Дева — херувимским Престолом Бога; ясли — вместилищем, в котором возлежит невместимый Бог-Христос, Которого мы величаем, воспевая в гимнах».
Давайте послушаем 9-й ирмос в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
2 июля. О личности Апостола Иуды Иаковлева
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/02/Aktualnaja-tema-edited-1024x576.jpg)
Сегодня 2 июля. День памяти Апостола Иуды Иаковлева, брата Господня.
О его личности, — священник Августин Соколовски.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/06/Apostol-Pavel-mozaika.jpg)
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 86 зач., IV, 4-12.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как улучшить свои отношения с Богом? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Тема соотношения ритуала и живой веры является одной из центральных для посланий апостола Павла. И обращается он к ней неслучайно. Иудеи были уверены — для того, чтобы поддерживать с Богом хорошие отношения, достаточно исполнять установленные ритуальные предписания. Исполняешь, следовательно, ты верующий человек. При этом в качестве образца подлинной веры они называли родоначальника еврейского народа праведного Авраама. Дескать, Бог избрал его именно за то, что он скрупулёзно следовал всем тем правилам, которые были позже записаны пророком Моисеем в священных книгах.
Апостол Павел категорически против такого понимания сущности веры. Соблюдение ритуала не является её обязательным признаком. Ведь Авраам жил за много столетий до того, как обрядовый закон был записан. Господь выбрал его за особое внутреннее расположение души. В сердце праведника жила острая потребность в Боге. Всю свою сознательную жизнь он искал Творца и старался увидеть в этой жизни высокий смысл.
Ради того, чтобы обрести этот путь, он решился совершить серьёзный поступок. На склоне лет Авраам оставил всё своё имущество и отправился в неведомую страну. Он подчинился голосу, который всё сильнее и сильнее звучал в его сердце и который по убеждению Авраама принадлежал Богу. Это был страшный риск.
Итак, апостол Павел выражается вполне определённо. Не тщательное, доведённое о автоматизма, исполнение религиозного ритуала является главным признаком праведности. И не внешняя принадлежность к богодухновенной истинной религии, чем так кичились некоторые иудеи. Признаком особых отношений с Богом является искреннее желание найти Творца и способность совершить ради этого желания поступок. Если потребуется, пойти на риск.
Это напоминание апостола актуально и для всякого из нас. Нередко, подобно древним евреям, в своей духовной жизни мы довольствуемся тем, что делаем чрезмерный акцент на внешних атрибутах религиозной традиции. Безусловно, порой и механическое исполнение привычных ритуалов — вещь необходимая. Однако для того, чтобы улучшить свои отношения с Богом, необходимы не только ритуальные практики.
Для Бога нет ничего приятней, когда мы оказываемся способными совершить ради Христа и Его Евангелия новое действие. Это мужество в привычной и стандартной ситуации общения с окружающими нас людьми поступить сегодня не так, как я поступал вчера и всё время до этого. Сила проявить любовь, милость и снисхождение к человеку, даже если это потребует от меня шагнуть в свой страх, испытать дискомфорт и боль. Наша главная задача — выработать у себя этот навык. Возможно, я буду делать ошибки на этом пути. Это не страшно. Главное, что я не стою на месте. А потому мой духовный опыт растёт. Моя связь с Богом становится крепче. Моё сердце не засыхает, а вера становится по-настоящему живой и действенной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Присоединиться к добрым делам Церкви
Студенты из Москвы, Никита и Эстель, недавно поженились. И свой медовый месяц они провели не в увлекательном путешествии, а посвятили его помощи ближним.
Молодые люди познакомились в социальных сетях. Никита с интересом наблюдал за активной жизнью подруги — она трудилась добровольцем в московском церковном штабе помощи беженцам. Однажды девушка отправилась в волонтёрскую поездку в город Мариуполь. Никита очень за неё переживал, и когда Эстель вернулась в Москву, сказал: «больше одну не отпущу». Молодой человек сделал ей предложение, и они поженились. А через некоторое время, уже вдвоём, поехали в Донецк — помогать пострадавшим людям в больницах. Супруги признаются, что вместе гораздо легче переносить непростые будни больничных волонтёров.
Сейчас ребята находятся в Москве, работают. В свой отпуск они планируют отправиться в Северодонецк — ухаживать за одинокими стариками.
Вы тоже можете стать добровольцами, как Никита и Эстель, для этого заполните анкету на сайте: помочьвбеде.рф
Там же можно поддержать беженцев и пострадавших жителей Донбасса, сделав любой благотворительный взнос. Присоединяйтесь к добрым делам Русской Православной Церкви!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов