Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 31-42
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Свобода — это одно из ключевых понятий Нового Завета. Свобода — ключевой движущий мотив всевозможных революций. Свобода — предел стремлений разумного человека. А ещё свобода — это чересчур употребительное слово, услышав которое в очередной раз мы близки к тому, чтобы закрыть уши и не слушать дальше. Тем не менее Евангелие вновь и вновь призывает нас поразмышлять о свободе, делает это и тот отрывок из 8-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Слова Христа о свободе не предполагают какого-либо иного их прочтения, кроме буквального: под свободой Спаситель понимал только свободу от греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34), соответственно, свободен тот, кто праведен и греху не причастен. Но как можно жить и не согрешать? Каким образом можно в такой степени контролировать свои мысли и эмоции, чтобы они не выходили за пределы допустимого и не затрагивали те сферы, сама мысль о которых интерпретируется Евангелием как грех?
Очевидно, что никакой человек не способен достичь этого вожделенного состояния своими собственными силами, а потому мы, если хотим обрести евангельскую свободу, нуждаемся в помощи извне. Собственно, именно с этой мысли и начался прозвучавший только что отрывок: Спаситель сказал, что свободу дарует истина, и чуть позже в этом же отрывке Господь повторил ту же самую мысль, поставив знак равенства между истиной и Самим Собой. Получается, что даровать свободу может только Христос, Который есть путь, истина и жизнь (см. Ин. 14:6).
Из слов Спасителя следует, что в своём обычном и всем нам прекрасно знакомом состоянии, то есть в состоянии вне общения со Христом, человек не свободен. Это довольно любопытно: тогда, когда человек живёт без Христа, живёт один, — он пребывает в рабстве, а свободу человек получает лишь позволив Христу войти в его жизнь. Для того, кто привык к пониманию свободы как отделённости от любого авторитета, Христовы слова звучат странно и парадоксально.
Парадоксально звучали они и для Христовых собеседников из числа древних иудеев. Эти люди, как и большинство наших современников, думали о свободе как о независимости от кого бы то ни было, Христос же утверждал совершенно обратное: свободен лишь тот, кто добровольно подчинил себя Христу, то есть стал зависимым от Спасителя, над таким человеком перестаёт властвовать грех, такой человек обретает способность контролировать свои мысли, чувства и эмоции, такой человек в своей свободе уподобляется Богу и в конечном итоге беспрепятственно входит в блаженство Христова Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов