Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 1-13. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 1-13

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Зачастую нам свойственно ждать от Бога ярких и очевидных действий. Более того, многие полагают, что именно такие действия Бога и свидетельствуют о реальности Его бытия. Однако вот что любопытно: ожидание такого проявления Бога — это не что иное, как неверие, но не просто неверие, а неверие нарочитое и циничное. О том, что это так, мы можем прочитать в 7-й главе Евангелия от Иоанна, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 7.

01 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.

02 Приближался праздник Иудейский - поставление кущей.

03 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.

04 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.

05 Ибо и братья Его не веровали в Него.

06 На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.

07 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.

08 Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.

09 Сие сказав им, остался в Галилее.

10 Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.

11 Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?

12 И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.

13 Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.

Те люди, которых Евангелие от Иоанна называет братьями Иисуса, были, судя по всему, сыновьями праведного Иосифа от его первого брака или же двоюродными братьями Спасителя. Они знали Его с младенчества, а потому им было сложно поверить в то, что Иисус — не просто человек из Назарета, а что Он — Сын Божий. Да, позднее, уже после Смерти и Воскресения Христовых Его братья обрели веру, один из них — Иаков — стал апостолом и первым Иерусалимским епископом, свою жизнь он закончил мученически. Но изначально никто из братьев не верил. Это неверие понятно и предсказуемо, и Господь никогда за него не осуждал Своих братьев.

Интересно то, как именно проявляло себя это неверие. С одной стороны, братья Иисуса прекрасно знали о тех невероятных знамениях, которые творил Господь. С другой — им, в силу естественных причин, было сложно признать, что эти знамения — не какое-то совпадение и не хитрый трюк, а что это чрезвычайные проявление силы Божией. Вряд ли можно предположить, что кто-то из братьев мог желать смерти Спасителя, а потому их совет пойти в Иудею показывает их непонимание серьёзности ситуации и нависшей над Христом угрозы физической расправы, особенно же ярко на непонимание ситуации указывает их совет «явить Себя миру».

Апостол и евангелист Иоанн, подводя черту под этими рассуждениями братьев Иисуса, пишет, что все эти слова были следствием неверия. Возможно, кому-то мысль апостола Иоанна покажется спорной: о каком таком неверии может идти речь, если братья упоминают те дела, которые совершал Спаситель, то есть они не отрицали чудеса, они говорили, что чудеса должны быть явлены как можно большей аудитории. Здесь нам стоит вспомнить, что братья Иисуса далеко не единственные из тех, кто подталкивал Спасителя к чудотворению, первым это сделал сатана во время искушения Господа в пустыне, слова сатаны удивительным образом перекликаются со словами неверующих братьев. Диавол, согласно Евангелию от Матфея, сказал так: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз» (Мф. 4:6), призыв братьев по своему наполнению звучал очень похоже: «Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру» (Ин. 7:4). Требовали от Спасителя чудес и Его мучители тогда, когда избивали Его, и тогда, когда предлагали явить Свою силу и сойти со Креста.

Эти евангельские эпизоды ясно свидетельствуют, что требовать от Бога чуда ради самого чуда или же ради того, чтобы получить для себя дополнительное удостоверение в бытии Божием могут только люди неверующие, и, конечно же, чуда они не получат, ведь залог чуда — это вера. Однако верующий никогда не станет требовать чудес, он будет смиренно молиться, чтобы воля Божия проявляла себя на земле так, как она проявляет себя на Небе, и чтобы хватило сил, крепости и веры волю Божию принять и ей последовать.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!