Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Священное Писание содержит в себе упоминание самых разных людей, и далеко не все персонажи Библии были праведными, не все они были и людьми приятными. Однако у Бога, как известно, нет лицеприятия (см. Рим. 2:11), и Бог делает всё для спасения каждого человека, вне зависимости от того, кажется ли людям тот или иной человек симпатичным и достойным блаженной вечности. Об одном довольно странном человеке, на которого тем не менее обратил внимание Христос, рассказывает 5-я глава Евангелия от Иоанна. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время божественной литургии. Давайте послушаем его.

Глава 5.

01 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

02 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

03 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

04 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

05 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

06 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

07 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

08 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

09 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Нам не дано знать, почему из всего множества страдальцев, ожидающих схождения ангела на воду иерусалимской купальни, Христос обратил Своё внимание именно на того паралитика, историю которого мы только что услышали. Вообще, этот отрывок — единственный евангельский рассказ такого рода, все прочие исцеления происходили иначе: люди либо сами обращались к Спасителю за помощью, либо кто-то о них ходатайствовал, у нас нет иных свидетельств избрания Христом того, кому Он намерен оказать милость.

Возможно, что этого евангельского паралитика от всех других собравшихся в тот день и в том месте людей отличало одиночество, о котором он сам и упомянул в ответ на вопрос Спасителя о желании обрести здоровье. Конечно, слова об отсутствии того, кто мог бы помочь, звучат предельно печально, они своего рода средоточие боли всеми покинутого человека. Впрочем, к этим словам больного есть вопрос: а как он, будучи парализованным, оказался у Овчей купели? Скорее всего, всё же были какие-то люди, которые за ним ухаживали и ему помогали, однако у этой помощи, судя по всему, были свои пределы, и те, кто помогал больному, не были готовы бороться за возможность окунуть его первым в купальню после схождения в неё ангела Господня. Наверняка, у них были и какие-то свои дела, а может они просто не до конца верили в то, что омовение в купели способно исцелить больного. Как бы то ни было, этот человек был один, и Его избрал Спаситель.

Дальнейшее евангельское повествование показывает весьма странное поведение иудеев, которых мало беспокоило случившееся чудо, но которые не смогли пройти мимо нарушения одного из множества субботних запретов, не менее странно повёл себя и бывший паралитик: он решил воспользоваться дарованной ему Христом способностью ходить самым дурным из всех возможных способом — он пошёл к иудеям ради того, чтобы указать им на Спасителя как на человека, виновного в нарушении бывшим больным предписания о субботнем покое.

Конечно, Христос, будучи Воплощённым Богом, прекрасно знал о том, как поведёт себя бывший паралитик, Он знал, что этот человек не перестанет грешить, что он к своим прежним грехам добавит новые и более тяжёлые, но Господь исцелил его. Наверняка, у Овчей купели были и более достойные милости Божией страдальцы, но Спаситель избрал именно этого.

Избрание Богом того или иного человека — непостижимая для человеческого ума загадка. Мы можем лишь принимать это волеизъявление Бога, памятуя, что избранность накладывает гигантскую ответственность, к которой надлежит быть готовыми, ведь каждого из нас Бог избрал и сделал частью Своего святого народа — народа Нового Завета.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!