Свидетель сибирской золотой лихорадки писал: “Все бросились искать золото. Ремесленник бросал свой верстак; чиновник, не стесняясь своим званием, шел служить к мужику-золотопромышленнику; в общественном положении произошла страшная перетасовка. Вице-губернатор идет в управляющие конторою к купцу, прежде занимавшемуся прасольством, а теперь ставшему золотопромышленным тузом. Золотопромышленники выдвигаются в городском обществе на первый план и вытесняют из первых рядов бюрократию. В годовые праздники сборище чиновников едет с первым визитом не к губернатору, а к золотопромышленнику”.
Смятение помраченных золотом умов, как водится, сопровождалось воровством, кутежами, картами, оргиями и прочими неприглядными действами.
Но была и другая сторона. Золотая лихорадка дала мощнейший толчок развитию сибирских земель. Один только объем торговли хлебом и фуражом в одной только Енисейской губернии всего за 20 лет вырос в пятнадцать раз - до 5 миллионов рублей к концу 1850-х г. В 1859 году на золотые прииски губернии завезли около 2 миллионов пудов хлеба.
Или скажем, транспорт, коим тогда была лошадка. Лишь для енисейского золотопромышленного района в конце 1850-х годов ежегодно поставлялось до 8 тысяч лошадей. Золотопромышленники Енисейской губернии ежегодно тратили на закупку мяса и лошадей до 500 тысяч рублей серебром. Только в одном 1854 году на иркутские золотые промыслы завезли и продали 200 тысяч пудов мяса. Вывоз рыбы из Туруханского края в эти же годы вырос в три раза.
Однако добыча золота все более и более требовала новых технологий, потому что техника промывки золотоносного песка была крайне примитивной, в результате чего около трети золота, которое можно было бы добыть из песка, терялось, отправлялось в отвалы.
И новые технологии медленно, но все же внедрялись. Хотя уже и в новых местах, где во второй половине 19 века были открыты новые месторождения - в Якутии, на берегах Лены и реки Бодайбо.
Скажем, на прииске «Воскресенский» в 1861 году запустили первую в конную железную дорогу. А на прииске «Павловский» построили первую в бассейне Лены гидроэлектростанцию мощностью аж целых в 300 киловатт, а от нее к прииску провели опять же первую, но на этот раз уже в России линию электропередач напряжением в тысячу вольт. Эти и другие технические новинки привели к тому, что прииски в Якутии стали к началу 20 века одними из самых технологически совершенных в мире.
И все это было сделано усилиями российских золотопромышленников.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







