
В 1156 году молодой князь Андрей получил в удел от отца, Юрия Долгорукого, город Вышгород — предместье Киева. Однако, наследник предпочёл вернуться туда, где прошло его детство — в Суздальское княжество. По пути в родные места с ним произошло необычайное происшествие. В двенадцати верстах от Владимира кони вдруг встали. Никакими средствами люди не смогли заставить животных идти и дали им возможность отдохнуть. Для князя раскинули шатёр, где он задремал и увидел во сне Божию Матерь. Богородица повелела построить на этом самом месте храм в честь Её Рождества. Указание Пречистой Девы вскоре было исполнено. Позднее при церкви образовался монастырь, а вокруг него — город, получивший название Боголюбово. Андрея же в народе стали именовать Боголюбским.
Князь повелел запечатлеть чудо явления Божией Матери в иконописном образе. Русские мастера изобразили Царицу Небесную в полный рост, с молитвенно воздетыми руками. Боголюбская икона стала одной из первых значимых работ отечественных иконописцев. Образ полюбился верующим и распространился по Руси в многочисленных списках. Один из них прославился в Москве в восемнадцатом веке.
Когда и кем была написана Московская Боголюбская икона Божией Матери, доподлинно неизвестно. От первообраза её отличает изображение святых, предстоящих Пресвятой Богородице. Это апостол Пётр, московские митрополиты Пётр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим, святитель Василий Великий, священномученик Симеон, Алексий, человек Божий, преподобная Параскева и преподобномученица Евдокия. Икону разместили над Варварскими воротами Китай-города, как символ попечения Небесной Заступницы о Москве.
Особую милость от своего чудотворного образа Богородица явила в 1771 году, во время эпидемии чумы. У Варварских ворот перед святыней непрестанно служили молебны, и болезнь отступила от города. С тех пор Боголюбская-Московская икона стала особо почитаема. Её празднование ежегодно длилось в продолжение трёх дней. К Варварским воротам от храмов двигались крестные ходы, верующие стремились соборно помолиться Пресвятой Богородице.
В 1880 году в башне у Варварских ворот устроили часовню для чудотворного образа. Над вратами поместили список Московской Боголюбской иконы, который вскоре также прославился чудотворениями. После революции 1917 года часовню закрыли. Древнюю святыню верующим удалось перенести в Петропавловскую церковь у Яузских ворот. Там она хранится и поныне. Уцелел и надвратный список Московской Боголюбской иконы. Помолиться перед ним можно в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема