Имя писателя Вячеслава Яковлевича Шишкова, на мой взгляд, останется в том, что можно назвать «классикой литературы» благодаря одному только произведению – роману о Сибири и сибиряках. Не умаляя, впрочем, и достоинств других его произведений. Скажем – исторической эпопеи «Емельян Пугачев». Но для меня Шишков – автор, прежде всего, потрясающего романа «Угрюм-река»…
Родился Шишков 3 октября 1873 года в Бежецке – это в Тверской области.
Учился в частном пансионе, потом в Бежецком городском 6-классном училище, а в 1891 году окончил Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения.
И с 1894 года работал в Сибири, в Томске, а после получения соответствующего образования руководил геодезическими экспедициями по Оби, Енисею, Чулыму, Лене и многим другим сибирским рекам.
Исследовал Бию и трассу будущего Чуйского тракта, проект коего позже заканчивал уже в Петрограде в 1916 году.
Первая публикация Шишкова - символическая сказка «Кедр» была опубликована в 1908 году в томской газете «Сибирская жизнь». В 1916 году при содействии Максима Горького вышел первый сборник рассказов Шишкова «Сибирский сказ».
С 1927 года Шишков жил и писал в Царском Селе. С 1941 года по апрель 1942 – первую, самую страшную зиму блокады - Шишков жил в Ленинграде, писал статьи для фронтовых газет.
Скончался писатель 6 марта 1945 года, немного не дожив до Победы.
Роман же «Угрюм-река» вышел в 1933 году, писал его Шишков целых 14 лет, но, надо полагать, что замысел романа возник гораздо раньше, когда Шишков еще в 1895 году в Томском округе путей сообщения познакомился с потомком енисейского купеческого рода Николаем Ефимовичем Матониным. Именно Матонин рассказывал множество историй из жизни золотопромышленников Енисейской тайги. А истории те были весьма колоритными. И, надо отметить, стали одной из сюжетных линий романа.
Впрочем, это уже тема для отдельного рассказа.
В заключение же скажем, что в 1969 году Свердловская киностудия сняла 4-серийный фильм «Угрюм-река», снискавший в те годы вполне заслуженную популярность.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.