Вознесенский монастырь в Иркутске. Он же Монастырь Вознесения Господня и Иннокентия, епи́скопа Иркутского.
Собственно, монастыря-то и нет. Был – и нет. Осталась лишь одна церковь. Ну да обо всем по порядку.
Основал монастырь в 1669 году старец Герасим, пришедший сюда со строителями иркутского острога. Он спустился на 5 верст вниз по течению Ангары и облюбовал место, где на невысоком холме и началось строительство монастыря. Первою построили деревянную церковь Вознесения Господня, отчего монастырь получил название Вознесенского. Дальше настал черед келий и ограды, немногим позже монастырь не избежал довольно обычной для тех времен судьбы деревянных строений – он сгорел.
Но в 1678 году и церковь, и кельи и ограда были построены вновь. А еще спустя несколько лет построили церковь во имя Тихвинской Божией Матери.
Монастырь рос и развивался, в том числе и за счет богатых угодий и появляющихся монастырских вотчин.
В 1764 году Екатерина II установила штаты для российских православных монастырей, по которым Вознесенский мужской монастырь был отнесен к третьему классу. То есть монастырь лишился почти всех своих вотчин и земель, а на его ежегодное содержание из казны выделялось лишь 806 руб. 30 коп. А через 9 лет, в 1783-м году пожар уничтожил почти все здания. Так бы и захирел монастырь, но Указом Святейшего Синода не тронутое тлением и огнем тело давно умершего первого епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия Кульчицкого признается вятыми мощами и они торжественно переносятся в Вознесенскую церковь монастыря.
Монастырь повышает статус и отстраивается заново, уже в камне. В 1883 году обитель именуется уже Иркутским Вознесенским Святого Иннокентия первоклассным общежительным мужским монастырем.
Монастырь набирает популярность. В одном только 1913 году его посетили 8.544 паломника разного чина и звания.
Все увы, закончилось в 30-е годы прошлого века. И от монастыря осталась лишь Успенская церковь – редчайший пример храма, встроенного в монастырскую ограду. Причем не как надвратная церковь, а именно как часть монастырских стен.
И – в заключение. Успенская церковь действует. И есть серьезные планы возрождения монастыря.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











