Вознесенский монастырь в Иркутске. Он же Монастырь Вознесения Господня и Иннокентия, епи́скопа Иркутского.
Собственно, монастыря-то и нет. Был – и нет. Осталась лишь одна церковь. Ну да обо всем по порядку.
Основал монастырь в 1669 году старец Герасим, пришедший сюда со строителями иркутского острога. Он спустился на 5 верст вниз по течению Ангары и облюбовал место, где на невысоком холме и началось строительство монастыря. Первою построили деревянную церковь Вознесения Господня, отчего монастырь получил название Вознесенского. Дальше настал черед келий и ограды, немногим позже монастырь не избежал довольно обычной для тех времен судьбы деревянных строений – он сгорел.
Но в 1678 году и церковь, и кельи и ограда были построены вновь. А еще спустя несколько лет построили церковь во имя Тихвинской Божией Матери.
Монастырь рос и развивался, в том числе и за счет богатых угодий и появляющихся монастырских вотчин.
В 1764 году Екатерина II установила штаты для российских православных монастырей, по которым Вознесенский мужской монастырь был отнесен к третьему классу. То есть монастырь лишился почти всех своих вотчин и земель, а на его ежегодное содержание из казны выделялось лишь 806 руб. 30 коп. А через 9 лет, в 1783-м году пожар уничтожил почти все здания. Так бы и захирел монастырь, но Указом Святейшего Синода не тронутое тлением и огнем тело давно умершего первого епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия Кульчицкого признается вятыми мощами и они торжественно переносятся в Вознесенскую церковь монастыря.
Монастырь повышает статус и отстраивается заново, уже в камне. В 1883 году обитель именуется уже Иркутским Вознесенским Святого Иннокентия первоклассным общежительным мужским монастырем.
Монастырь набирает популярность. В одном только 1913 году его посетили 8.544 паломника разного чина и звания.
Все увы, закончилось в 30-е годы прошлого века. И от монастыря осталась лишь Успенская церковь – редчайший пример храма, встроенного в монастырскую ограду. Причем не как надвратная церковь, а именно как часть монастырских стен.
И – в заключение. Успенская церковь действует. И есть серьезные планы возрождения монастыря.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема