Вознесенский монастырь в Иркутске. Он же Монастырь Вознесения Господня и Иннокентия, епи́скопа Иркутского.
Собственно, монастыря-то и нет. Был – и нет. Осталась лишь одна церковь. Ну да обо всем по порядку.
Основал монастырь в 1669 году старец Герасим, пришедший сюда со строителями иркутского острога. Он спустился на 5 верст вниз по течению Ангары и облюбовал место, где на невысоком холме и началось строительство монастыря. Первою построили деревянную церковь Вознесения Господня, отчего монастырь получил название Вознесенского. Дальше настал черед келий и ограды, немногим позже монастырь не избежал довольно обычной для тех времен судьбы деревянных строений – он сгорел.
Но в 1678 году и церковь, и кельи и ограда были построены вновь. А еще спустя несколько лет построили церковь во имя Тихвинской Божией Матери.
Монастырь рос и развивался, в том числе и за счет богатых угодий и появляющихся монастырских вотчин.
В 1764 году Екатерина II установила штаты для российских православных монастырей, по которым Вознесенский мужской монастырь был отнесен к третьему классу. То есть монастырь лишился почти всех своих вотчин и земель, а на его ежегодное содержание из казны выделялось лишь 806 руб. 30 коп. А через 9 лет, в 1783-м году пожар уничтожил почти все здания. Так бы и захирел монастырь, но Указом Святейшего Синода не тронутое тлением и огнем тело давно умершего первого епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия Кульчицкого признается вятыми мощами и они торжественно переносятся в Вознесенскую церковь монастыря.
Монастырь повышает статус и отстраивается заново, уже в камне. В 1883 году обитель именуется уже Иркутским Вознесенским Святого Иннокентия первоклассным общежительным мужским монастырем.
Монастырь набирает популярность. В одном только 1913 году его посетили 8.544 паломника разного чина и звания.
Все увы, закончилось в 30-е годы прошлого века. И от монастыря осталась лишь Успенская церковь – редчайший пример храма, встроенного в монастырскую ограду. Причем не как надвратная церковь, а именно как часть монастырских стен.
И – в заключение. Успенская церковь действует. И есть серьезные планы возрождения монастыря.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема