Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 46-54
Одно из самых тяжёлых душевных состояний — это состояние неопределённости. Состояние, когда томит неизвестность. Как же вести себя в таких ситуациях? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Царедворец, о котором сегодня идёт речь, был одним из сановников царя Ирода Антипы, правителя Галилеи. У него случилось несчастье — заболел сын. И вот он слышит, что в Кану Галилейскую приходит Христос. Расстояние между Каной и Капернаумом 30 километров. Чтобы не тратить силы и время, можно послать гонцов и привести Христа к себе. Все необходимые административные ресурсы для этого есть. Однако несмотря на свой высокий социальный статус, царедворец сам идёт к Спасителю.
Казалось бы, уже один этот поступок заслуживает поощрения. Человек сошёл с пьедестала, смирил свои амбиции и продемонстрировал, что достоин просимого. Однако Господь встречает его довольно сухо. «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес», — отвечает Он ему в ответ на просьбу. В этих словах ощущается упрёк Спасителя царедворцу. Господь видит его состояние смущения и маловерия. Вероятно, чиновник думает, что Христос может исцелить его сына только в том случае, если будет лично присутствовать рядом с больным. Не случайно он дважды повторяет свою просьбу прийти к нему. Дело не только в том, что он привык получать то, что захочет. Его вера немощна. Он совершенно не понимает, с Кем он говорит, и какой громадной силой обладает Этот плотник из Назарета.
И далее происходит самое важное. Вместо того, чтобы пойти вместе с царедворцем, Спаситель говорит ему, что сын уже здоров. Отцу надо просто вернуться к себе домой и удостовериться в этом. Только представьте себе состояние этого человека. Его и без того слабая вера может сейчас просто исчезнуть. Господь словно провоцирует его на это. Специально создаёт ситуацию, когда чиновник оказывается перед выбором. Он может разочароваться, разозлиться, топнуть ногой, плюнуть и если не вслух, то про себя вознегодовать: «да кого Он из себя возомнил, я ради Него такой путь проделал, мог бы просто силком привести, а Он ещё и отсылает меня как обыкновенного простолюдина». Однако царедворец выбирает другой путь. Понуждает себя довериться словам Христа и получает в итоге просимое.
Ситуация очень типичная, не правда ли? Ведь нередко Господь и нас предоставляет самим себе. Так Он словно проверяет серьёзность наших намерений. Для духовного развития именно такие моменты неопределённости представляют максимальную ценность. Ведь когда мы уже на грани, у нас всегда остаётся выбор: подчиниться привычной житейской логике, годами отработанным реакциям, собственным амбициям, провалиться в эмоции, бросить всё, хлопнуть дверью и уйти или же сделать над собой усилие, довериться Богу и поступить так, как предлагает Христос в Своих Евангельских заповедях. Последствия нашего выбора видны не сразу. Для этого необходима более широкая перспектива. Мы осознаем весь масштаб позже. Тогда станет понятным, зачем и для чего мы оказались в непростых обстоятельствах. Но будем уверены, если в тяжкий час мы пойдём по той дорожке, которую нам предлагает Евангелие, какой бы сложной она ни казалась, по прошествии времени мы возблагодарим Бога. Ведь в итоге нам явственно откроется, что наша жизнь стала постепенно наполняться Божественной благодатью именно в тот час, когда мы сделали непростой выбор в пользу Творца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов