
Янни Ролански
В социальных сетях в начале года все кипит и бурлит. Все обсуждают свои планы на наступивший год.
Среди христиан встречаются разные взгляды на планирование.
Кто-то говорит «Хочешь Бога насмешить скажи Ему свои планы на завтра». Кто-то детально описывает каждый свой шаг и считает, что если плана не придерживаться, то ничего и не достигнешь.
Недавно я спрашивала своих подписчиков — занимаются ли они планированием года, ставят ли перед собой цели и рассказывала как сама сажусь в январе у воображаемого камина и записываю планы в красивый блокнот. В ответ одна женщина написала мне: «Янни, Вы же верующий человек, православная христианка, неужели не знаете, что Господь устраивает наш путь, зачем Ему мешать своими планами?»
Мне стало интересно, как она до этого дошла. И причину такой точке зрения мы нашли в книге Притч.
«Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся».
С этим не поспоришь. Но каждый раз, когда мы пытаемся выстроить свою святость всего на одной цитате, мы словно ходим по тонкому льду. Потому, что это опасно. Тем, что мы можем упустить что-то в отношениях с Богом, променять полноту на частности.
В Евангелии от Луки в 14 главе говорится «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее».
Мы все что-то строим в своей жизни, и всем нам важно понимать, как мы это строим, какие ресурсы нам нужны для строительства отношений в семье или бизнеса. Да даже для того, чтобы попасть на службу в воскресенье нам порой нужно «сесть и вычислить издержки» — как успеть все сделать на неделе, чтобы 7-ой день посвятить Богу.
Каждый день мы строим планы, мечтаем и достигаем целей. Но понимая то, что главный устроитель и распорядитель в нашей жизни Господь, мы просто можем доверять Ему, оставляя последнее слово за Ним.
Ведь доверие — это не передача ответственности, это не ожидание того, что Бог все сделает за нас.
В книге Притчей есть еще одно чудесное место про планирование:
«Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его».
Мне кажется, это про то, что нам важно понимать, что входит в нашу зону ответственности. Обдумывание и планирование — это наша задача, но важно с каким сердцем мы это делаем.
Потому, что делать одно и то же дело, даже планировать свои дела можно с разным состоянием сердца. Можно играть роль Бога и думать, что все зависит только от нас. А можно делать то, что в наших силах и ожидать, что главной действующей силой и личностью, от которой все зависит, является Господь Бог.
А все фанатичные крайности хранят в себе опасность не приблизить нас к Создателю, а принести смуту в нашу жизнь.
В молитве «Отче наш» есть слова: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» Словом «днесь» мы подчёркиваем уверенность в том, что Бог поможет нам и завтра, и впредь. И мне кажется, каждому из нас сегодня важно поразмышлять над этим. Потому, что понимая, что Господь заботится о нас — мы не будем, как говорил святитель Филарет Московский заботиться о будущем чрезмерно. А значит внутри нас будет мир и радость.
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица