Евангелие от Иоанна, Глава 2, стихи 1-11
Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы то ни было намёков на невербальную коммуникацию? Если да, то вы очень хорошо поймёте, о чём речь пойдёт в отрывке из 2-й главы Евангелия от Иоанна, который сегодня читается в православных храмах во время богослужения.
Не так много в Евангелии эпизодов, когда то, что осталось невысказанным, не оформленным словами, бесконечно важно — не менее, чем сам текст. И сегодня перед нами — именно такая ситуация.
Итак, Богородица вместе с Иисусом приглашены на свадьбу. Надо вспомнить, что в древнем мире — да и в средневековье не менее того! — свадьба была самым главным, центральным событием в жизни человека. Это был своего рода «прообраз» счастья, полноты благословенного бытия, только начав с которого и можно надеяться на добрую семейную жизнь до самой старости. Детей готовили к этому событию начиная с самого раннего детства — и когда приходил долгожданный момент, все дела откладывались, открывались все запасы, и праздник брака разливался широкой рекой, включая в себя всех близких и дальних. Перефразируя пословицу, можно было бы сказать так: «как вы свадьбу проведёте — так семья и заживёт!» И, конечно же, в таком контексте ситуация с нехваткой вина — это не просто «небольшой просчёт» жениха, а фактически тотальный провал: ведь теперь всю жизнь гости будут вспоминать не то, сколько вкуснейших блюд было предложено на этой свадьбе, а то, что вина-то катастрофически не хватило!.. А значит — позор семье до скончания века!
И давайте посмотрим, что же происходит на свадьбе в Кане Галилейской, согласно повествованию евангелиста Иоанна. Божия Матерь, сама, без какого бы то ни было намёка со стороны, понимает: а вина-то не хватит! Казалось бы: какое дело одной из гостей до затруднений организаторов праздника? Но нет: тот, в ком действует любовь, — замечает всё, и любые мелочи не ускользают от внимательного взгляда.
Идём далее. Богородица просто говорит Своему Сыну: а вина-то нет больше! Реакция Иисуса может показаться очень странной. Казалось бы, Он возражает, но именно в этом месте повествования и находится та самая «пауза», «непроговорённое», «незаписанное», что произошло между Богородицей и Иисусом. Они поняли друг друга. Даже вопреки произнесённым словам. Да и слова Иисуса, кажущиеся нежеланием — скорее звучат так: «Мам, ну, мам...» — и как же это тепло по-человечески!
Иисус велит слугам в самый разгар свадьбы сделать абсурдное дело — наполнить каменные кувшины водой — прям так и хочется сказать — как наши двухсотлитровые бочки для полива! — ну и дальше — зачерпнутая жидкость из бочек оказывается самым настоящим вином отменного качества!.. Вы просто представьте себе: вино — в садовых бочках! Да ещё и целых шесть штук! Фантастика, да и только!..
Вывод, какой мне хотелось бы сегодня предложить сделать из услышанного, вот какой. Никогда не стоит ограничивать возможности действия Бога нашими представлениями о том, что и как может и должно быть. Бог, в отличие от нас, не мелочен и не брезглив: и если надо, то и садовые бочки наполнит отличным напитком!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов