Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 18-28
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кротость как добродетель — одна из самых непонятных для современного общества. Что хорошего в том, чтобы перед всеми гнуть спину, молчать и уступать? Но действительно ли кротость заключается именно в этом? Или мы чего-то важного в ней не понимаем? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Слово «кроткий» на первый взгляд означает спокойный, сдержанный в своих реакциях человек. Он не мстит, не раздражается в ответ, но умеет остановить агрессию, сделав так, чтобы дальше она не распространялась. Однако смысл кротости не только в этом, потому что это кротость перед людьми. Бывает же кротость, которая явлена перед Богом, не в смысле психологической реакции или сдержанного поведения, а в смысле кроткого восприятия Бога. Будучи кротким в подобном смысле, человек оказывается сдержан перед Богом в восприятии себя и своей роли в мире. Он смирен, потому что знает свою меру. Он не просто правильно реагирует на чьи-то поступки, он правильно реагирует на волю Божию о себе самом, при том, что она может противоречить росткам эгоизма, возникающим в его душе.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ об Иоанне Предтече, который являет пример именно такой кротости и такого смирения. Потому что, когда к нему пришли и спросили, Христос ли он, то есть является ли он обещанным Мессией, помазанником и царём, Иоанн Предтеча без всяких отговорок и лишних слов отказался, сказав «нет». Он был очень почитаем в народе. Понимая, что завет, который был заключён Богом и еврейским народом на Синае, нуждается в обновлении, Иоанн призывает людей прийти к реке Иордан и креститься. Речь не шла о заключении нового завета с Богом или о возникновении таинства, в котором воля человека встречается с благодатью Божией. Крещение Иоанново — это символ личных благих намерений человека, который называл свои грехи и, погружаясь в Иордан, смывал с себя прежнюю нечистоту. Причём, Иоанн не говорил, что креститься должны язычники или особенно грешные иудеи. Он обращал свою речь ко всем, что было очень дерзновенно, ведь иудеи были уверены, что ни в каком новом очищении и завете не нуждаются. Отсюда к нему возникают вопросы, на которые Предтеча, впрочем, готов ответить. Дело в том, что он прекрасно осознаёт границы своей компетенции и свой долг перед Господом. Он отказывается от присвоения самому себе громких титулов, но называет себя лишь голосом, который повторяет мессианские пророчества бывших перед ним. И в то же время, он не боится, не оправдывается. Он делает своё дело в меру, которую определил ему Бог. К пророку и крестителю Иоанну шло столько людей, ему доверяли, с ним советовались и при желании он мог бы пользоваться этим, приобретая власть и авторитет, но он ничего подобного не делает, понимая, что в истории спасения у него особенная роль.
Подобным образом и нам, когда по Божиему промыслу мы сами для кого-то становимся провозвестниками Христа, для наших детей, родителей, коллег, друзей или кого бы то ни было ещё, важно помнить о своей мере. Не мы спасаем людей, не мы управляем их религиозной жизнью и верой в Бога. Мы можем быть для них только примером, мы можем говорить с ними. И всё же при этом нам стоит помнить, что главное в жизни каждого делает Бог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов