Книга Исход, Глава 19, стихи 10-19
Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла каждому посетителю: «Экспонаты трогать запрещено!» Хотя, откровенно говоря, экспозиция была настолько скромной, что и желания к чему бы то ни было прикоснуться совсем не возникало. Но именно там, в музее, я почему-то вспомнил очень выразительный эпизод из 19-й главы книги Исход, который сегодня мы слышим во время богослужения в православных храмах — и в котором тоже идёт речь об очень важном запрете «не заходить за ограждения».
Почему в религиозной жизни такую важную роль играют определённые «красные линии» — переходить которые категорически запрещено? Мы видим из текста, что за пересечение черты во время Богоявления на горе Синай полагалась немедленная смерть — не перебор ли это? Ведь черта — всего лишь знак: что может быть в ней смертоносного? Разве не всё в жизни — относительно, условно — и нет ничего, что бы ценилось выше самой жизни?..
Для секулярного сознания всё именно так и представляется. И может показаться легко — в этом есть вполне много правды. Однако не будем торопиться и давайте немного поразмышляем.
У каждого человека — даже самого нерелигиозного, далёкого от какой бы то ни было веры, есть понятие «святыни». Очень хорошо я это запомнил ещё из своего советского детства, когда в качестве «добровольцев» мы ходили навещать одиноких бабушек, живших неподалёку. По сей день перед глазами стоит картина, как уже совсем немощная женщина с придыханием показывает нам свои семейные фотографии, домашние «святыньки» из прошлого, которые она так бережно хранит. Лиши её этих «святынек» — и её жизнь тотчас обесцветится, рассыпится в прах. Даже у нерелигиозного человека душа всё равно требует какого-то «воплощения» памяти, какой-то «овеществлённости» — через которую мы можем снова и снова прикасаться к тому, что дорого сердцу.
Для человека веры святыня — это то, что непосредственно связано с Источником любой святости — Богом. Божья Святыня — это своего рода «эталон», который не может быть «для ежедневного будничного употребления». Он должен быть «внеположенным» по отношению к простому, профанному бытию — и только тогда будет «рабочим». В противном случае замылится, затрётся, затеряется — и быстро окажется «в ряду прочего». Но святыня — это всегда «изымание», извлечение «из ряда», из повседневности. Черта, которую проводит Моисей и переступание которой неминуемо влечёт за собой смерть, — это граница между сакральным и профанным, между «нашим, земным» и «высшим, небесным». Если её нет — то и сама святыня тотчас же исчезает как таковая.
Вот почему «черта» у подножия горы Синай была столь важной и значимой в воспитании чувства священного у еврейского народа: Бог, с Которым вступает в завет Моисей — а вместе с ним и весь народ — это не «карманный божок», «идольчик», с которым всегда можно «комфортно договориться» о чём угодно, да и без особого ущерба для себя самого. Тот Бог, Который являет Себя в виде огня и молний, землетрясения и трубного оглушающего звука — истинный Хозяин Мироздания, требует к Себе соответствующего отношения. В Его руках — и жизнь, и смерть, и всё это — ощутимая реальность.
Возможно, мы с улыбкой смотрим на суровые предупреждения хранительницы в музее — но, не сомневаюсь, сама по себе привычка понимать и не нарушать установленные священные границы — даже в музее — прекрасна и похвальна!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов