Сегодня трудно представить, что открытая долина, на которой привольно раскинулось село Покровка, некогда была покрыта густым лесом. В этих глухих местах в низовьях реки Самары в 1808 году поселились первые жители - три брата Топорковы. Поселились не по доброй воле – были сосланы по приговору суда за неповиновение властям. Братья срубили небольшие избушки и жили, пробавляясь рыболовством, бортничеством и охотой. Постепенно к ссыльным стали подселяться соседи. В основном это были беглые крестьяне, среди которых встречались и такие, что не брезговали промышлять разбоем.
Отмена крепостного права привлекла в Покровку новый поток переселенцев – с чистой биографией и благими намерениями. Поселок, занимающий выгодное положение на пологом берегу реки, постепенно стал торговым центром. Зажиточные крестьяне, самарские и сызранские купцы съезжались сюда по воде и по суше, чтобы выгодно сбыть свой товар.
К началу двадцатого века жители села разбогатели настолько, что позволили себе строительство каменного храма – до этого богослужения совершались в деревянном. Церковь Покрова Божией Матери была заложена в 1906 году, однако стройка надолго затянулась. Тому были объективные причины. Для строительства использовали местную глину и известь, которую в течение трех-четырех лет гасили в специальных чанах. Кирпичи сельчане изготавливали сами. Приезжие мастера выкладывали несколько рядов и уезжали на целый год, чтобы кладка могла осесть и закрепиться. Для приготовления строительного раствора с каждого двора собирали по двадцать яиц в день – в итоге стены получались невероятно прочными. Жители Покровки словно предчувствовали, что вскоре настанет время, когда церковь подвергнется суровым испытаниям.
Покровский храм был освящен всего за три года до революции. Величественный, выдержанный в неорусском стиле, он богато украшен фигурной кладкой. Над входом возвышается трехъярусная узорная колокольня с изящными кокошниками над высокими проемами звонницы. Основной объем храма с двух сторон обрамляют боковые приделы. Центральный купол, укрепленный на мощном световом барабане, окружают маленькие главки, расположенные по углам кровли. Страшно представить, что эта красота могла быть уничтожена. Но, слава Богу, яркий исполин из красного кирпича пережил лихие годы и до сих пор остается главным украшением села.
От Самары до Покровки ехать чуть больше двух часов. Автобусы ходят нечасто. Чтобы в поездке не спешить, лучше выбраться сюда дней на пять, с рюкзаком и палаткой! Расположиться можно, например, на берегу озера Бобровое, в километре от поселка. Места здесь заповедные и бобры до сих пор обитают, в соответствии с названием. Говорят, не только уток, но и лебедей можно увидеть. Только не нужно шуметь и мусорить. Впрочем, вы и сами это понимаете.
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки