Книга Исход, Глава 2, стихи 11-22
Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход, которое мы слышим сегодня за богослужением в православных храмах, даёт интересный ответ на этот вопрос.
Интересная, яркая история — не правда ли? Казалось бы, чего не хватает Моисею в царском дворе фараона — где он воспитывался как сын? О такой судьбе многие и мечтать не могли — но вот в ситуации с жестоким — до смерти! — избиением еврея египетским надсмотрщиком внутри Моисея поднимается такая мощная волна гнева — что он решается на убийство.
На примере Моисея мы видим, как в критической ситуации зов его еврейской крови оказался решающим: он оставил все прелести придворной жизни, ушёл в землю Мадиамскую и фактически начал жизнь с чистого листа — предпочитая верность раскрывающемуся изнутри Божественному призванию всему обилию житейских благ и почестей, которые имел в достатке при фараоне.
Мы редко сегодня употребляем понятие «кровь отцов». К сожалению, современный мир с его поверхностным отношением, нежеланием с усердием «копать вглубь» мало-помалу вытравливает саму ценность таких понятий, как «род», «корни», «наследие». Однако, хотим мы этого или не хотим, но каждый из нас является носителем — физическим! — всех тех предков, благодаря которым мы и живы сегодня. И мы зачастую и не догадываемся, какие невероятные сокровища скрыты в глубине каждого из нас — правда, они находятся в «свёрнутом», «заархивированном» виде.
На вопрос, который был озвучен выше — что важнее: наследственность или среда? — невозможно ответить однозначно. Причина здесь в том, что и среда, и наследственность постоянно взаимодействуют друг с другом. В определённых обстоятельствах, когда, например, «тяжёлая наследственность» способна утянуть человека в алкогольную зависимость, очень важна роль той среды, в которой окажется человек. И, в то же самое время, в иной среде могут пробудиться — словно скрытые почки в толще коры дерева — неожиданные предпочтения и дары, о существовании которых человек и не догадывался.
Вывод, над которым хорошо бы задуматься каждому, очень прост. Надо не бояться менять «среду обитания», особенно если мы оказались в какой-то неблагоприятной, тупиковой ситуации. Но менять не потому, что она сможет «переломить» человека, а только ради того, чтобы внимательно наблюдать, что начнёт пробуждаться в душе, к чему появится «отклик», куда её повлечёт глубинный, внутренний зов. И тот, кто сумеет вовремя распознать этот диалог между «наследственностью» и «средой», в свои руки получит очень эффективный инструмент нахождения своего высшего призвания в жизни — как это и показывает нам дальнейшая судьба Моисея, ставшего одной из самых важных фигур в истории еврейского народа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов