Книга Иова, Глава 2, стихи 1-10
Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где находится точка хрупкости той или иной вещи. Какое давление, при каких условиях и т.п. объект способен выдержать? У каждого человека тоже, на самом деле, есть критическая точка. До неё он терпит, после — всё. Человек ломается. О точке предельного сопротивления идёт речь во второй главе книги Иова. Отрывок из неё звучит сегодня в православных храмах во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Снова дьявол приходит к Богу. И Господь спрашивает злого духа, где тот странствовал? Не потому, что Творец этого не знает, а потому, что пути дьявола чужды Богу. Бог не хочет и не может к ним иметь отношения. Он спрашивает сатану, убедился ли тот в крепости веры Иова? Этот праведник лишился по воле дьявола и имущества, и детей. Оказался полностью раздавлен обстоятельствами жизни. Но вот незадача — капризно подмечает сатана — от Бога Иов не отрёкся.
Что же делать? Дьявол решает, так сказать, «поднять ставки». А именно — говорит Богу, что праведник просто испугался потерять самое дорогое. То есть жизнь. Потому и не позволил себе Господа проклясть. Вот что значит таинственное выражение — «кожа за кожу». Так на востоке обозначали равный обмен. Иов, по логике дьявола, как бы обменял имущество на продолжение своей жизни. Потому сатана захотел усугубить страдания праведника.
Бог соглашается на такое развитие событий. Только просит дьявола не забирать душу Иова. Речь здесь не про саму душу, а про жизнь. Слово «душа» в Библии часто обозначает именно земное существование человека. Сатана насылает на Иова страшное заболевание — проказу. Она не только приносит физическое страдание, но и вынуждает праведника покинуть город, общество людей. Ведь проказа заразна, и больным ею полагается находиться в отдалении от здоровых людей. Так Иов становится ещё и жертвой одиночества.
Сложно сказать, почему Господь так поступил с Иовом. Тут точно нет места для какого-то каприза или желания потягаться силами с дьяволом. С кем там тягаться? Вся мощь сатаны перед лицом Божиим ничто. Замысел Творца, как кажется, заключался в следующем. Страдания Иова имели значение не столько для него лично, сколько для того, чтобы его пример утешал многих и многих людей. Ведь не один праведник древности испытывал боль. Каждый из нас знает, что такое страдание на собственной шкуре.
Господь избирает праведного и верного Иова, чтобы на его примере мы увидели, какие удивительные плоды приносят терпение и кротость. Они не только позволяют человеку преодолеть боль, но и дают (при правильном подходе) особенный духовный опыт. Иов, сидящий в луже зловонного гноя, вытекавшего из болячек на его теле, получил возможность говорить с Богом фактически лицом к лицу. И найти в этом общении и утешение, и ответы на мучившие его вопросы.
Поразительно, но именно страдание стало путём или ключом, позволившим Иову открыть область неведомого, таинственного, Божественного. Конечно, такой опыт подойдёт далеко не всем. Но он прекрасно демонстрирует, зачем нам нужен хотя бы маленький подвиг личной аскезы. Ограничивая себя ради любви к Богу и людям, мы, тем самым, предоставляем себе возможность глубже понять этот мир, своё место в нём и самое главное — чего от нас хочет Бог. Потому не будем бояться страдания, но используем его во благо собственной души.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов