
Я вхожу на территорию Феодоровского монастыря в Переяславле Залесском, где мы с семьей живем. И уже привычно смахиваю варежкой снег с табличек-указателей, что расположены вдоль дорожки: «Музей святителя Луки Войно-Ясенецкого» — и стрелочки, как пройти.
Ещё недавно я искала подработку, и Господь услышал мои молитвы: в любимом монастыре, куда хожу почти каждый день, освободилось место смотрителя музея. Я попросилась, и меня взяли!
И вот иду, смахиваю снег с табличек, а потом возьму лопату и стану расчищать от снега ступеньки, ведущие в подвал под древним собором — здесь музей и расположен. Распрямлюсь, посмотрю на купола на фоне ясного неба: Господи, какая красота, слава Тебе! А потом открою тяжёлую дверь и войду внутрь, и буду встречать посетителей... Ведь я тут — смотритель, счастье какое! Даже не верится. Смотритель и уборщица заодно.
На днях разговаривала по телефону с Таней, подружкой детства. Мы с ней с юности не виделись и ничего друг о друге не знали, так вышло, а тут нашлись в интернете. Оказалось, Таня давно в Москве, сделала хорошую карьеру, заведует небольшим медицинским центром... «А ты чем занимаешься?» — спрашивает. Я ей сразу главное рассказала, про монастырь. Таня сделала вывод: «В общем, ты рада, что прислуживаешь в монастыре. Ну ладно, Наташенька, мне некогда, будем на связи».
Мы тепло попрощались, но на душе у меня остался осадок. Вот от этого «прислуживаешь». Какую-то снисходительность я в этом слове услышала. И почему я сразу ей про монастырь давай рассказывать? Почему не похвасталась, что у меня много публикаций в толстых журналах, что проходили, и не раз, авторские литературные вечера в Москве и Питере, что книги мои появляются на полках столичных магазинов? Ведь так и есть! Но дело в том, что хвастать не хотелось. Радостью поделиться — вот это другое дело! А что до глагола «прислуживать»... Права Таня, именно прислуживаю, служу, и рада этому.
Я — раба Божия. В том смысле, что работаю — Господу. По крайней мере, очень этого хочу и в молитвах каждый день прошу Его, Отца Небесного: «дай мне, Господи, радость работать Тебе». И если царапнуло меня слово «прислуживаешь», так это гордость богопротивная внутри зашевелилась.
Вот приезжают люди к нам в Переславль, в город, где жил и самоотверженно трудился хирург Войно-Ясенецкий, будущий епископ, святитель Лука. Идут люди в музей. Здесь личные вещи Валентина Феликсовича, фотографии, письма и рисунки. Кто-то из посетителей впервые узнаёт подробности жизни святого, а кого-то, быть может, именно здесь по-настоящему касается Дух святости.
Я встречаю входящих, предлагаю надеть бахилы, провожу в зал... И ещё знакомлю с книгами — самого святителя и о нём, их можно купить.
А вечером я снова буду убираться — здесь, под древними подвальными сводами. И удивляться: надо же, впервые в жизни мою полы с благоговением! Всегда терпеть не могла это занятие... Но тут, в этих белых стенах — я будто помогаю самомУ святому доктору. Это ли не служение Господу?
Да, прислуживаю. Но за это — только благодарить...
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема