Человеку, не знакомому с историей Тольятти, может показаться нелогичным, что основатель города, построенного чуть более шестидесяти лет назад, жил в восемнадцатом веке. Но все становится на свои места, если вспомнить, что Тольятти – это Ставрополь-на-Волге, перенесенный на новое место в связи с разливом Жигулевского водохранилища. Ставрополь – город старинный, он ведет свою историю с 1737 года. Основал его известный русский историк, географ и экономист Василий Никитич Татищев.
Родился этот разносторонне одаренный человек на Псковщине, в семье обедневшего дворянина. Род Татищевых, восходящий к Рюрику, к концу семнадцатого века захудал настолько, что лишился княжеского достоинства. Однако Василий Никитич сумел занять весомое положение в обществе и сыграть яркую роль в истории государства Российского. Он обратил на себя внимание Петра Первого еще будучи семнадцатилетним юношей, во время Полтавской битвы. В дальнейшем Петр поручил Татищеву освоить артиллерийское дело. Василий Никитич отправился для этого в Германию, где четыре года изучал инженерные науки. По возвращении Татищев смог навести порядок в артиллерийском хозяйстве действующей армии. Также Василий Никитич занимался составлением единой карты России, руководил строительством горных заводов на Урале и совершенствовал русскую монетную систему.
В середине тридцатых годов восемнадцатого века, уже во время правления Анны Иоановны, он возглавил Оренбургскую экспедицию. Одной из многочисленных целей этого предприятия было упрочение царской власти в Поволжье. Для этого от Самары до Оренбурга чередой выстраивались мощные крепости. Татищев считается основателем многих городов, в числе которых особое место занимает Ставрополь-на-Волге. Василий Никитич лично выбрал место для расселения крещеных калмыков. Напротив Молодецкого кургана было возведено укрепление, получившее греческое название Ставрополь, что в переводе означает «город Креста».
Жизнь Татищева была яркой и насыщенной. За свои шестьдесят четыре года он был успешным инженером, географом, политиком и написал капитальный труд по истории российского государства. Достойна внимания и кончина этого талантливого человека. Накануне смерти Василий Никитич побывал на литургии, а после службы отправился на кладбище и указал, где следует вырыть могилу. Татищев попросил священника и на следующий день причастить его – уже на дому, поскольку силы его оставляли. Батюшка выполнил эту просьбу. Приняв Тело и Кровь Христа и простившись со всеми, Василий Никитич тихо скончался.
Бог не всякому человеку дает знать о сроках предстоящей смерти, не каждому посылает такую кончину – непостыдную и мирную. И разве не отрадно надеяться, что человек, памятник которому стоит на берегу Жигулевского моря, над затопленным городом Креста, может считаться не только основателем Тольятти, но и его покровителем.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.