Человеку, не знакомому с историей Тольятти, может показаться нелогичным, что основатель города, построенного чуть более шестидесяти лет назад, жил в восемнадцатом веке. Но все становится на свои места, если вспомнить, что Тольятти – это Ставрополь-на-Волге, перенесенный на новое место в связи с разливом Жигулевского водохранилища. Ставрополь – город старинный, он ведет свою историю с 1737 года. Основал его известный русский историк, географ и экономист Василий Никитич Татищев.
Родился этот разносторонне одаренный человек на Псковщине, в семье обедневшего дворянина. Род Татищевых, восходящий к Рюрику, к концу семнадцатого века захудал настолько, что лишился княжеского достоинства. Однако Василий Никитич сумел занять весомое положение в обществе и сыграть яркую роль в истории государства Российского. Он обратил на себя внимание Петра Первого еще будучи семнадцатилетним юношей, во время Полтавской битвы. В дальнейшем Петр поручил Татищеву освоить артиллерийское дело. Василий Никитич отправился для этого в Германию, где четыре года изучал инженерные науки. По возвращении Татищев смог навести порядок в артиллерийском хозяйстве действующей армии. Также Василий Никитич занимался составлением единой карты России, руководил строительством горных заводов на Урале и совершенствовал русскую монетную систему.
В середине тридцатых годов восемнадцатого века, уже во время правления Анны Иоановны, он возглавил Оренбургскую экспедицию. Одной из многочисленных целей этого предприятия было упрочение царской власти в Поволжье. Для этого от Самары до Оренбурга чередой выстраивались мощные крепости. Татищев считается основателем многих городов, в числе которых особое место занимает Ставрополь-на-Волге. Василий Никитич лично выбрал место для расселения крещеных калмыков. Напротив Молодецкого кургана было возведено укрепление, получившее греческое название Ставрополь, что в переводе означает «город Креста».
Жизнь Татищева была яркой и насыщенной. За свои шестьдесят четыре года он был успешным инженером, географом, политиком и написал капитальный труд по истории российского государства. Достойна внимания и кончина этого талантливого человека. Накануне смерти Василий Никитич побывал на литургии, а после службы отправился на кладбище и указал, где следует вырыть могилу. Татищев попросил священника и на следующий день причастить его – уже на дому, поскольку силы его оставляли. Батюшка выполнил эту просьбу. Приняв Тело и Кровь Христа и простившись со всеми, Василий Никитич тихо скончался.
Бог не всякому человеку дает знать о сроках предстоящей смерти, не каждому посылает такую кончину – непостыдную и мирную. И разве не отрадно надеяться, что человек, памятник которому стоит на берегу Жигулевского моря, над затопленным городом Креста, может считаться не только основателем Тольятти, но и его покровителем.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер