
Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это грех, поэтому врать не могла. Кажется, даже и не умела. Но лет в 14 у меня в жизни произошла история, за которую мне до сих пор стыдно. Я всё-таки обманула и совершила воровство.
В тот день собиралась к лучшей подруге на день рождения. К основному подарку решила добавить большое количество разных сладостей. Разложила в супермаркете 6 видов разных конфет по пакетам и пошла их взвешивать.
— Как же это дорого всё выйдет. Конфет так много... — думала я — и отказаться от них не могу — хочу Наде сделать приятное. А если попробовать один пакетик со сладостями приподнять на весах, чтобы стоимость получилась меньше? — пронеслась лукавая мысль в моей голове.
Я подошла к весам. Первый пакетик, второй, пятый — всё правильно взвесила, а вот на шестом... После некоторой паузы я всё-таки реализовала свой коварный план. В тот момент совесть меня не мучила. Я переживала лишь за то, чтобы не поймали на этой, пусть и небольшой, но краже.
Когда я подошла к кассе, спохватилась, что не учла один момент — продавщица каждый мой пакетик с конфетами начала снова взвешивать. Первый, второй, пятый... Моё сердце, казалось, выпрыгнет из грудной клетки. Было очень страшно. И уже стыдно.
Подошла очередь того самого шестого пакетика со сладостями, ворованными сладостями. Как вдруг кассир просто переложила его к остальным покупкам. Она не стала проверять вес. Она поверила мне. Она поверила, что, если предыдущие 5 пакетиков были взвешены честно, то, наверняка, и с шестым всё в порядке.
Я ничего не сказала, забрала продукты и вышла из магазина. Но как же мне было стыдно! Не сколько от того, что я обманула — украла эти несколько конфет, а от того, что я обманула тогда, когда мне доверяли.
До сих пор кажется, что, если бы меня поймали на обмане, было бы не до такой степени стыдно и дурно, как после того, как мне просто поверили. Ложь сама по себе ужасна, но ложь на доверии, на мой взгляд, самая страшная.
Если бы тогда продавщица меня отругала, я бы расстроилась и даже, возможно, разозлилась. Но не уверена, что после не повторила бы такую авантюру.
Господь меня поучил иначе — через голос совести. К каждой душе у Него отдельный собственный ключик. Кому-то требуется сильная встряска и порицание. Кому-то — вот такая ситуация, где тебя никто открыто не ругает, скорее — наоборот, но, при этом — невыносимо тяжело на душе от своего поступка.
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема