
Ярославская икона Божией Матери вошла в русскую историю в тринадцатом столетии. По преданию, образ перенёс в свою вотчину в 1238 году ярославский князь Василий Всеволодович. Он спас святыню от поругания из Владимира, захваченного войсками монгольского военачальника Батыя. Ярославцы приняли реликвию, как милость Пресвятой Богородицы, явленную в тяжкую годину нашествия иноплеменников. Люди изливали перед иконой свои страхи и скорби, и Небесная Заступница подавала утешение среди ужаса и смятения.
Образ поместили на почётное место в Успенском соборе, построенном ещё до монгольского ига, в 1215 году. В начале шестнадцатого века этот храм пережил страшный пожар. Ярославская икона уцелела в огне. Собор возвели заново, и реликвия вернулась под его своды. В 1505 году перед ней молился великий князь Иван Третий. Он именовался Государем всея Руси, поскольку объединил значительную часть русских земель вокруг Москвы. Умудрённый годами правитель просил Небесную Заступницу о том, чтобы Она никогда не лишала народ своего заступничества.
И Божия Матерь подавала помощь русским людям в драматичные моменты истории по молитвам перед древней святыней. Так, в Смутное время семнадцатого века после молебна у Ярославской иконы был создан особый правительственный орган — Совет всея земли. В него вошли представители всех уездов — русские люди сплотились, чтобы освободить Москву от польских захватчиков. Под сенью Ярославского образа ростовский митрополит Кирилл благословил князя Димитрия Пожарского на создание народного ополчения, которое одолело врага.
У чудотворной реликвии молился первый царь из рода Романовых, юный Михаил Фёдорович. Он следовал через Ярославль из Костромы в Москву в 1613 году, после своего избрания на престол. Благоговейно прикладывался к святыне и последний русский государь, страстотерпец Николай Второй. В 1913 году он посетил в Ярославле торжества, посвящённые трёхсотлетию дома Романовых.
Летопись Ярославской иконы красной нитью прошла сквозь всю историю России. Через эту реликвию Богородица укрепляла верующих и в годы революционных испытаний в начале двадцатого века. Когда 1918 году горожане восстали против большевиков, советская власть устроила в городе настоящий террор. На жилые застройки обрушились артиллеристские снаряды. От взрывов серьёзно пострадал и Успенский собор. А Ярославскую икону не коснулся ни один осколок!
Древняя святыня бесследно исчезла в двадцатых годах двадцатого века после того, как Успенский собор закрыли и разграбили. В 1937 году храм стёрли с лица земли. Но в начале третьего тысячелетия он был отстроен заново. Остается надежда, что и Ярославская икона Божией Матери вернётся после долгого безвестного отсутствия и ещё озарит русскую историю чудесами.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер