А вы знаете, что наша, Самарская, семинария – старейшее духовное учебное заведение Поволжья? В 2013 году ей исполнилось 155 лет! Она была открыта в начале сентября 1858 года.
Правда, в то время учащиеся получали здесь не высшее, как сейчас, а среднее образование, но исключительно разностороннее и качественное.
Посудите сами – семинаристы девятнадцатого века изучали не только специальные богословские дисциплины, но и алгебру, геометрию, логику, психологию. Постигали немецкий, французский, греческий языки и латынь, а также погружались в премудрости медицины и основ сельского хозяйства.
А вот своего здания у семинарии долгое время не было. Кафедры и аудитории ютились в нескольких домах, что было очень неудобно. Только на десятом году существования у образовательного учреждения появилась перспектива получить свой настоящий дом – Святейший Синод дал разрешение на строительство. Уже через несколько лет семинаристы справили новоселье по адресу улица Соборная, дом 157. Сейчас эта улица называется Молодогвардейская, а в семинарском корпусе, теперь уже бывшем, располагается Самарский технический университет.
А семинария сегодня занимает здание, построенное специально для нее уже в начале двадцатого века. Автором проекта этого трехэтажного терема из красного кирпича был блистательный самарский зодчий Александр Щербачёв.
Каждое его архитектурное произведение – настоящий шедевр, и семинарский особняк не исключение. Здание выдержано в русском стиле – высокие арочные окна обрамлены каменными узорами, декоративный карниз придает всему облику дома особую праздничность. А как хорошо крыльцо над входом, выступающее вперед на двух резных столбах! Его полукруглые проемы очень эффектно украшены висячими каменными гирьками.
Но главное сокровище этого особняка – это церковь, посвященная Кириллу и Марии, родителям Сергия Радонежского. Встроенная в здание, она является неотъемлемой его частью, и только небольшой золотой луковичный купол указывает, что именно здесь – сердце Самарской семинарии. Многие из тех, кто молились под сводами этого храма до 1918 года, пополнили своими именами длинные списки новомучеников и исповедников Российских, пострадавших от безбожной власти. И первый из них – один из ректоров семинарии, архимандрит Вениамин Казанский, позднее митрополит Петроградский и Гдовский, расстрелянный летом 1922 года. Сегодня семинаристы считают его своим небесным покровителем.
Богослужения в семинарском храме Кирилла и Марии Радонежских совершаются ежедневно, в семь утра и в пять вечера. Если выберетесь сюда, обратите внимание на росписи – над ними трудились наши земляки совместно с иконописцами Троице-Сергиевой лавры. Есть все основания полагать, что лет через сто эти работы будут называть уникальными.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.