Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 17-28, Глава 18, стихи 1-5. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 17-28

Книга Притчей Соломоновых, Глава 18, стихи 1-5

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы знаем, что убийство, воровство, блуд и некоторые подобные поступки Церковь считает тяжкими грехами. Но что насчёт того, чтобы брать подарки? Может ли быть что-то плохое в подобном деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 17-й и 18-й глав Книги притчей Соломоновых, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 17.

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21 Родил кто глупого,- себе на горе, и отец глупого не порадуется.

22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.

25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.

Глава 18.

01 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

02 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

03 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.

04 Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.

05 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Людьми, которые стараются жить по правде, взяточничество воспринимается как преступление, которое разрушает жизнь общества и ведёт к деградации социальных институтов. В сегодняшнем отрывке мы слышим, как Соломон в разных формулировках осуждает тех, кто поступает несправедливо, следуя за своими прихотями. Например, он прямо пишет «Нечестивый берёт подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия». Для любого, кто это услышит, сразу понятно, о чём идёт речь. Слово подарок в еврейском языке такое же многозначное, как и в русском. Хотя в буквальном смысле оно и означает дар, в смысле переносном это взятка, то есть подарок, сделанный с определённой целью, подкупающий того, кому он дарится. Проблема с такого рода подарками в том, что их дарят тайно и они приводит к тому, что принимаются несправедливые судебные решения. Кажется, взятка — такой же грех, как и многие другие, но это не так. На самом деле перед нами один из тех грехов, которые содержат в себе множество других и влияют на самых разных людей.

Суть взятки, конечно, сводится к обману, в котором преступники осознают, что совершают преступление, и желают избежать лишних глаз. В этом они похожи на Каина, который уводит Авеля от жилища в поле, скрывая его от ближних. В совершаемом обмане мы видим попытку не только выставить ложь правдой, но и стремление оболгать саму правду, выставив её ложью. И, естественно, подобное стремление напоминает поступок лукавого, который желал перед лицом Евы оболгать Творца. Кроме того, во взятке есть эгоизм того, кто выгораживает себя, обращая внимание исключительно на свои интересы. В ней есть безжалостность к невинному, чьей судьбой преступники обычно пренебрегают... А ведь у некоторых преступлений довольно страшные последствия и большое количество жертв. Наконец, взятками соблазняются люди, которые могли бы стремиться к добру, но видят чужое зло и следуют за плохим примером. Итак, кажется, перед нами один грех, но какое множество у него последствий и какое количество людей он губит! На вид он менее значим, чем смертные грехи, которые всем приходят на ум, но по последствиям страшнее многих из них. Кажется ли нам это очевидным? И не научились ли мы прикрывать страшное явлением красивыми словами? Зная, что формулировки могут быть разными, Соломон подчёркивает главное: «Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде». Важно помнить, что этот призыв на самом деле не только про суд, но про всех нас. Ведь честными призваны быть не только отдельные люди и стремление к праведной жизни должно войти в сердце каждого.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!