Книга пророка Исайи, Глава 45, стихи 11-17. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 45, стихи 11-17

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Задумывались ли вы, дорогие друзья, почему Бог — вовсе не очевиден? Ведь многие важные, значимые вещи в жизни — совершенно просты и очевидны: но зачем же Бог скрывает Своё присутствие от человека?

В отрывке из 45-й главы книги пророка Исайи, который читается сегодня в храмах во время великопостного богослужения, нам даются важные «вводные», чтобы ответить на этот вопрос.

Глава 45.

11 Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?

12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

13 Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.

14 Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.

15 Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.

16 Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

17 Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.

В только что прозвучавшем отрывке пророк Исаиа называет Бога — «Сокровенным», «Богом Израиля», «Спасителем». Этому утверждению предпосылается история — пророческая — о том, как некогда великие и могущественные народы Египта, Эфиопии и других земель придут в Иудею и признают господство Бога Израиля.

Но если внимательно вдуматься в вышеизложенное, получается нечто очень странное. С одной стороны — утверждение о «сокрытости», неочевидности бытия Божия даже для самих же иудеев. С другой — полный триумф победы именно этого, «сокрытого», Бога, над идолами окружающих народов. Как это понимать?

Ответ нам даёт замечательный православный богослов Владимир Николаевич Лосский. Вот что он пишет: «„Сокрытый Бог“ пророка Исаии, „Бог Израилев, Спаситель“, никаким видимым образом Своей природы не обнаруживающий, не остаётся Богом неведомым: Он говорит и требует ответа; Он открывает Своё имя и зовёт по имени тех, кого избирает: Авраама, Исаака, Иакова».

С мыслью Лосского перекликается афоризм известного американского архитектора, изобретателя, общественного деятеля Бакминстера Фулера: «Бог — это глагол, а не существительное». Эта мысль Фулера особо примечательна тем, что в молодости, будучи в состоянии жесточайшего кризиса, совсем незадолго до задуманного страшного поступка, он неожиданно услышал ясным образом следующее: «Ты не должен убивать себя. Ведь ты сам себе не принадлежишь. Ты — часть Бытия. И твоя значимость навсегда останется тебе непонятной — но пока ты нацелен на высшую выгоду другим — ты на правильном пути!»

Вот как разрешается кажущееся противоречие между «сокровенностью» Бога и очевидностью Его действия в мире: Бог открывает Себя верующим в Него не как какую-то навязчивую философскую абстракцию, а как «глагол», непрекращающееся действие, нацеленное на благо человека. И это действие как активное проявление любви куда более убедительно свидетельствует о Боге, чем многие тома рациональных размышлений!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!