Книга Притчей Соломоновых, Глава 16, стихи 17-33, Глава 17, стихи 1-17. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 16, стихи 17-33

Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 1-17

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие знают, что верующие люди, провожая близких в дорогу, желают им помощи ангела-хранителя. Но есть ли что-то, что оказывается важнее любой помощи извне? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й и 17-й глав книги Притчей Соломоновых, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 16.

17 Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.

19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.

21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.

23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

24 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.

27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.

29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он - печь злобы].

31 Венец славы - седина, которая находится на пути правды.

32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

33 В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.

Глава 17.

01 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

02 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.

03 Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь.

04 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

05 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

06 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.]

07 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.

08 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

09 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.

16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Верующему человеку современное выражение «береги себя» может показаться слишком самоуверенным. Разве не Господь хранит нас от всякого зла? Разве не Он управляет нашей жизнью посредством Своего промысла? Конечно, всё так. Однако Соломон, будучи верующим человеком и понимая, что значит промысл, в начале сегодняшнего чтения говорит: «тот бережёт душу свою, кто хранит путь свой». Выходит, что человек может не только ждать помощи, но и беречь себя сам, самостоятельно хранить свой жизненный путь. Господь может присутствовать в нашей жизни всей Своей любовью, но как свободные существа мы можем с этим присутствием согласиться или от него отказаться. Причём, как согласие, так и отказ не сводятся к тому, что мы говорим, но выражаются в наших поступках. Мало сказать человеку: «Ангела-хранителя!» или «С Богом!», перекрестить его или сделать что-нибудь подобное, потому что он сам своими делами должен впустить тех, кто желает о нём заботиться, в свою жизнь.

О каких же делах может идти речь? Соломон говорит о них достаточно подробно. Он говорит: путь праведных — уклонение от зла. Это самое общее описание того, что можно было бы назвать заботой о своей жизни. Иногда людям кажется, что забота о жизни предполагает нарушение заповедей и они идут на преступление ради того, чтобы сохранить свой уровень благосостояния. Но для Соломона очевидно, что таким образом свою жизнь не уберечь. Можно сделать её комфортнее на какое-то незначительное время, но сберечь можно только выбрав верность правде, пусть и вопреки всему житейскому опыту.

Собственно весь отрывок из Книги Притчей Соломоновых, который мы сегодня услышали, посвящён тому, как сохранить свой путь: быть кротким, а не гордым, трудиться честно и не быть ленивым, общаться с людьми искренне и не лукавить, стремиться к добру и не творить зла.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!