Книга Бытия, Глава 18, стихи 20-33. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 18, стихи 20-33

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Никакой человек никогда не сможет в полной мере постичь смысл и логику действий Бога. Говорить об этих предметах мы можем лишь в самых общих чертах. К примеру, нам дано знать, что Бог благ и милосерден, но понять и увидеть проявления Его благости и милосердия в нашей повседневной жизни получается далеко не всегда. При этом Бог никогда не запрещал человеку стремиться к познанию действий Божиих, напротив, Бог всячески стимулирует нас к этому занятию через различные примеры Священного Писания. Собственно, все праведники Ветхого Завета — это те люди, которые стремились к познанию Бога и Его воли, особое же место среди таких людей занимает праотец Авраам. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения звучит отрывок из 18-й главы книги Бытия, этот отрывок содержит в себе беседу Авраама с Богом, в ходе которой Авраам пытается постичь глубину Божиего милосердия.

Глава 18.

20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;

21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.

23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?

24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?

25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.

27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:

28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.

31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.

32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Библейские города Содом и Гоморра навеки стали синонимами такой греховной мерзости, которая заставляет Бога принимать самые радикальные меры по её искоренению, — Бог физически уничтожает тех, кто погряз в грехе. Если же мы внимательно наблюдаем за нашей жизнью, то мы не можем не замечать, что в реальном, а не библейском мире, всё устроено несколько иначе, и массово гибнут зачастую не отъявленные негодяи, а вполне обычные люди, которые значительно ближе к праведности, чем к патологической греховности, и этот факт, конечно же, довольно непросто соотнести с милосердием Божиим.

Авраам в своей беседе с Богом сделал акцент на количество людей: он пытался отвратить гибель Содома и Гоморры, указывая, что и в этих городах есть праведники, которые не должны погибнуть вместе с грешниками. После снижения необходимого для спасения города количества праведников до десяти человек Бог перестал говорить с Авраамом. Вполне возможно, что если бы разговор не прервался, то мы бы узнали о том, что и один праведник способен спасти целый город. Впрочем, более вероятным видится иное продолжение разговора, из которого мы бы узнали, что существует некая критическая масса зла, и с ней праведники оказываются не в состоянии справиться, они сами постепенно погружаются в это зло, становясь его частью. Судя по всему, именно по этой причине Бог, как мы знаем из дальнейшего библейского повествования, вывел из обречённых на гибель городов Лота с его родственниками: если бы всё осталось неизменным, то и Лот бы погряз в грехе. Эта история закончилась для праведника благополучно, и он был в итоге спасён.

Но Священное Писание, настаивая на милосердии Божием, отнюдь не утверждает, что праведники в любой ситуации будут оставаться невредимыми. Для подтверждения этой мысли достаточно вспомнить фрагмент из 13-й главы Евангелия от Луки, в котором упоминаются два факта массовой гибели людей, а также приводится комментарий Христа, сказавшего, что погибшие не были грешнее оставшихся в живых, и что их гибель должна привести живых к мысли о покаянии. Возможно, что именно в этом и состоит проявление милосердия Божия — Он подталкивает нас к покаянию всеми возможными путями, иногда ценой жизни других людей, и чтобы их гибель не была напрасной, мы должны уметь делать правильные нравственные выводы.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!