Книга Бытия, Глава 15, стихи 1-15
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории праотца Авраама непрестанно повторяется одно и то же Божие обетование: Господь Бог, Творец неба и земли обещает Аврааму невероятное по численности потомство. Это обетование повторяется столь часто, что в какой-то момент начинает вызывать некоторое недоумение у читателей Священного Писания. Сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах звучит отрывок из 15-й главы книги Бытия, и в этом отрывке мы вновь слышим голос Бога, обещающий Аврааму обильное потомство. Давайте послушаем этот библейский отрывок и попытаемся понять, почему каждое из обетований книги Бытия обладает уникальной важностью и глубоким смыслом.
Жизнь праотца Авраама, как и жизнь всякого другого, поверившего Богу человека, — это сплошное чудо. Собственно, чудо начинается тогда, когда человек слышит призывающий голос Бога, и, конечно же, этот голос совершенно не похож на собственно голос, это, скорее, безмолвная беседа души человека с её Создателем, внешне такая беседа может проявляться бесконечном количеством способов, может она и вовсе не проявлять себя вовне. Чудом стал и отклик Авраама на голос Бога, чудом было переселение Авраама в указанную Богом землю. Чудом было и каждое из богоявлений Аврааму, ведь все эти богоявления выходили за рамки ограниченной грехопадением природы человека.
Священное Писание — это очень честный источник. Да, мы не всегда способны понять его логику и стиль повествования, нам бывает сложно понять его символизм, но при этом мы можем увидеть главное: Писание никогда не лукавит, оно не пытается идеализировать тех своих героев, которых можно назвать праведниками, в равной степени Писание и в отчаянных грешниках умеет видеть добрые стороны. Честно Библия показывает и переживания человека, об этом стоит помнить тогда, когда мы читаем историю праотца Авраама. Наша общая человеческая проблема состоит в том, что мы плохо умеем доверять Богу, и даже те события нашей жизни, которые стали возможны лишь по причине прямого вмешательства Бога, со временем начинают трактоваться нами как-то иначе, например, как простое совпадение. Так люди умеют поступать с каким угодно очевидным проявлением силы Божией, потомки Авраама сумели привыкнуть к манне, и перестали видеть в ней Божий промысл о народе. Сам Авраам, несмотря на всё своё величие и несмотря на свои подвиги веры, оставался в полной мере человеком, и потому он, как и все мы, нуждался в поддержке и укреплении от Бога, и для него каждое новое богоявление было событием уникальным.
Та беседа Авраама с Богом, содержание которой мы только что услышали, уникальна не только в глазах Авраама, она непохожа на другие ещё и тем, что в ней Бог даёт Аврааму знамения, Бог не отворачивается от Авраама, не требует от него безоговорочной веры и не критикует за маловерие, Бог укрепляет человеческую слабость. И так Бог поступает со всеми, кто, как и Авраам, предельно честен перед Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов