Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 27-35, Глава 15, стихи 1-4. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 27-35

Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 1-4

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Стремиться к лучшему, хотеть большего и брать от жизни всё — эти слоганы знакомы многим и суть их заключается в том, что человека не устраивает состояние, в котором он находится, и ему хочется поскорее всё исправить. Но всегда ли нужно стремиться к изменениям? И хороши ли все наши претензии к жизни с точки зрения веры? Ответ на эти вопросы прикровенно звучит в отрывке из 14-й и 15-й глав книги Притчей Соломоновых, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 14.

27 Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

28 Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

30 Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей.

31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

34 Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов.

35 Благоволение царя - к рабу разумному, а гнев его - против того, кто позорит его.

Глава 15.

01 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

02 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

03 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

04 Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.

Любой из нас стоял в очередях. Дело это малоприятное, но особенно нас раздражают ситуации, в которых кто-нибудь проходит без очереди, чем явно удлиняет срок нашего собственного ожидания. Что с нами происходит? У всех, конечно, разный темперамент и реагируем мы по-разному, но обычно нас это раздражает. Неслучайно само слово «раздражение» происходит от слова «дрожать», потому что некоторых буквально трясет от гнева и возмущения. Но вот в сегодняшнем чтении из книги Притчей мы слышим, как Соломон говорит: у терпеливого человека много разума, в то время как раздражительный высказывает глупость.

Что же такое терпение, о котором он говорит? И греческое слово, и еврейское, которое употреблено в тексте, близки по смыслу и обозначают человека, медленного в гневе. И пока он медлит, он успевает увидеть ситуацию более сложной и многоплановой. Он не только длительное время способен ждать результата малоприятного или даже болезненного процесса... Он может увидеть в происходящем промысл, может с доверием к Богу принять ту ситуацию, в которой оказался. Раздражительный, напротив, реагирует быстро и чаще всего его реакция легкомысленна и глупа. Он даже не прикладывает усилий для того, чтобы как следует обдумать происходящее.

Примечательно, что подобные рассуждения относятся не только к нашим сиюминутным реакциям, но и к восприятию нами жизни в полноте. Ведь если мы раздражаемся на бытовые мелочи, в ещё большей степени нас может не устраивать сама наша жизнь: то, как мы живём, как и где работаем и всё прочее. И, конечно, когда нас что-то не устраивает, мы задумываемся над тем, что у кого-то лучше работа, у кого-то лучше семья, кто-то в целом лучше живёт. Иными словами, мы начинаем завидовать. Понимая, что это явления очень близкие, после упоминания раздражительности Соломон пишет: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей». Речь здесь о том, что человек глубоко в сердце осознающий свою меру, отказывается требовать от Бога каких-то условий для спасения, но принимает то, что имеет, с доверием Господу. Тот же, кто всё время бунтует против обстоятельств жизни, не бывает счастлив, потому что остановиться в этом бунте невозможно, ведь всегда найдётся тот, кому можно позавидовать.

Всё, что сказано, не подразумевает, что христианин никогда и никак ни на что не должен реагировать. Должен, конечно. Но не раздражённо, а с рассуждением. Может ли христианин желать лучшего? Может, конечно, но не с завистью, а с доверием Богу и благодарностью Ему за те блага, которыми уже обладает.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!