Книга Бытия, Глава 12, стихи 1-7
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Проживая жизнь, люди довольно часто оказываются в ситуации выбора. Выбора профессии, выбора спутника жизни и, конечно, выбора мировоззрения. В наши дни ко многим подобным решениям люди относятся довольно легкомысленно, потому что считают, что всегда смогут вернуться к исходной точке и пойти в другую сторону, принять другое решение. Отчасти это верно, сегодня никто не удивляется тому, что человек меняет профессию, потому что уже в процессе работы всякий осознаёт, насколько дело, которым он занялся, на самом деле его. Однако так ли всё просто, когда речь идёт о браке или об отношениях с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из двенадцатой главы книги Бытия, который читается сегодня в храмах время богослужения. Давайте его послушаем:
Из книги Бытия мы знаем, что Аврам был родом из города Ур Халдейский. Его отец, вместе с ним и другими родственниками отправиться в Ханаан, однако дойдя до города Харран умер. Аврам оказался на распутье: идти обратно, туда, где всё для него знакомо, оставаться или идти в землю, в которую шёл его отец. Планов отца мы не знаем, но знаем, что путь в Ханаан, был очень рискованным. Выйти за пределы своего государства в чужую землю в древности было очень трудно. Однако у этого пути неожиданно появляется особое преимущество: избрать его Аврама призывает Сам Бог. При этом Он не скрывает грядущих трудностей и подчёркивает, что путь, к которому он приглашает праотца, предполагает выход из земли, из родства, из дома отца, то есть по сути говорит о разрыве всех социальных связей.
Но вот вопрос: для чего же Богу понадобилось позвать Аврама в такое рискованное путешествие? Ответ может заключаться к следующем. Дело в том, что после грехопадения, после спасения в потопе, после вавилонской башни и смешения языков, человек всё равно стремился обосноваться на земле, стоять на ней твёрдо, рассчитывая на свои силы. Бог знал, что это тупик и призывал Аврама отказаться от иллюзий, начав новую жизнь.
Стоит сказать, что Аврам не знает Бога, который его зовёт. Важно осознавать, что для Аврама Он не один из божков, которым его родственники и знакомые поклонялись в Уре Халдейском. Он не называет своего имени, но призывает к личным отношениям и даёт невероятные обетования, ценой которых оказывается личная верность Ему и вверение себя в Его руки. И надо сказать, что Аврам на это идёт. Причем специфика его выбора в том, что это выбор личности, который предполагает встречу, доверие и верность. Этот выбор совсем не похож на выбор профессий или хобби, ведь перед тобой оказывается личность, которая так же, как ты, берёт на себя особые обязательства, которая отвечает на твоё доверие Своим доверием.
Как в своё время Аврам, так и мы сегодня, в своём сердце, можем услышать Божий зов. Господь обращается к нам через обстоятельства жизни, голос совести, свидетельства близких. И урок, который мы выносим из истории Аврама, заключается в том, что бояться не стоит. Если Бог зовёт тебя, Он знает, что делает. Он никогда не предаст и не отступит, и всегда исполнит Свои обещания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов