Книга Бытия, Глава 8, стихи 21-22
Книга Бытия, Глава 9, стихи 1-7
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Многим из нас знакомо явление, которое называется перфекционизмом — стремлением к совершенству. Причём некоторые формы перфекционизма предполагают, что идеально должно быть всё и сразу, а если не так, то нечего и начинать. Но возможен ли какой-то христианский перфекционизм, и если — да, каким он может быть? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 8-й и 9-й глав книги Бытия, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];
02 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
03 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
04 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
05 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
06 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
07 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
Задумавшись над сегодняшним чтением из Книги Бытия, я вспомнил случай из детства. Собравшись делать уроки, я взял новую тетрадь и начал писать домашнюю работу. Где-то на четвёртой или пятой строке появилась помарка, которая очень портила своим видом первый лист. Я решил вырвать его и начать заново. На втором листе тоже со временем появилась помарка, и так как написано было не очень много, я вырвал и его. Когда же помарка появилась на третьем листе, я с сожалением признал, что помарок мне не избежать и продолжил писать на том же листе, решив, что я для того и учусь, чтобы помарок было меньше. А раз учусь, в начале их не избежать. Важно, чтобы их не было в конце.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Бог принимает жертву Ноя, которая выражает внутренний настрой праотца. Животных после потопа у него было не так много, но он приносит часть из них в жертву, подчёркивая, что основа его жизни — не материальный мир, но Господь, на которого он уповает. В Книге Бытия о Ное говорится, что он был самым праведным в своё время, однако люди, которые жили вокруг него постепенно нравственно деградировали, стремление к праведности в их жизни, было практически незаметным. Именно из-за этого при первом прочтении сегодняшнего чтения может показаться, что Бог будто бы рассчитывал на одно поведение людей, но согласился с другим, потому что человек иначе не может себя вести. Однако на самом деле, Он, как Творец, конечно, изначально знал по какому пути пойдёт сотворённый им человек. Но не дай Он нам попробовать своих сил, разве посчитали бы мы Его справедливым? Разве можно было бы сказать человеку, ограниченному строгими заповедями, действуй в этих границах, потому что Я знаю, что пока ты с собой справиться не можешь и тебе предстоит расти и развиваться через труд и усилия. Конечно, мы бы всегда могли размечтаться о себе и сказать: я могу быть идеальным с самого начала, для чего мне все эти ограничивающие меня заповеди? Более того, периодически люди о себе так и думают, и пытаются построить рай на земле. Хорошим эти попытки, правда, не заканчиваются.
Для чего же Моисей, как автор Книги Бытия, обо всём этом пишет? Для того, чтобы мы понимали, к чему мы призваны, к чему привела нас попытка действовать без Бога и, самое главное, он пишет это для того, чтобы мы увидели, что Бог принимает наше несовершенство и готов снисходить к нему, если мы, со своей стороны, готовы над собой работать. Это и есть главный принцип христианского перфекционизма: начать можно, будучи несовершенным, совершение ошибок печально, но для нас неизбежно. Важно принять себя в своей немощи, довериться Богу и потихоньку идти вперёд, стараясь жить по Его воле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов