Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 12-18
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пожалуй, любому русскому православному человеку известны знаменитые и яркие слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и через тебя спасутся тысячи». Преподобному Серафиму по вдохновению Святого Духа удалось кратко и пронзительно выразить ту самую мысль, которую мы можем найти в Священном Писании, в том числе и в Священном Писании Ветхого Завета. Есть она и в звучащем сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах отрывке из 9-й главы книги Притчей Соломона.
Начальные слова только что прозвучавшего отрывка книги Притчей для людей, помнящих о сентенции преподобного Серафима, звучат вполне предсказуемо и не несут в себе какую-либо загадку: «Сын мой! если ты мудр, то мудр для себя и для ближних твоих» (Притч. 9:12). Действительно, мудрость является источником блага как для самого её носителя, так и для его близких. Но здесь стоит оговориться: Священное Писание никогда не использует слово «мудрость» для указания на человеческие интеллектуальные способности или же для обозначения его широкой образованности, в Писании «мудрость» — это всегда один из даров Святого Духа. Собственно, как и тот самый мир, о котором сказал преподобный Серафим Саровский. Любой из даров Святого Духа только тогда почивает на человеке и действует через него, когда человек не замыкается в самом себе и щедро делится божественным дарованием. Безусловно, что это утверждение справедливо и для мудрости, тот, кто удостаивается такого дара, приносит пользу и самому себе, и всем тем, с кем сведёт его Бог. Впрочем, эта мысль книги Притчей кажется вполне очевидной.
Иначе обстоит дело с окончанием этой фразы, которое в русском синодальном переводе звучит так: «Если буен, то один потерпишь» (Притч. 9:12). Конечно, под словом «буен» здесь не стоит понимать буйство в прямом смысле, речь здесь идёт, если следовать оригинальному еврейскому тексту, о кощунниках и хулителях Бога. Тот, кто таким образом относится к Богу, ранит лишь самого себя. Такова мысль книги Притчей, но что мы видим на практике? Мы видим, что один подобный человек способен погубить очень многих, именно по этой причине пророк и псалмопевец Давид предостерегал против общения с такими людьми: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1:1). Царь Давид и наши собственные наблюдения за жизнью абсолютно корректны и справедливы. Правда, есть одна оговорка: корректны и справедливы они лишь до той поры, пока мы не говорим о вечности и ограничиваем наши размышления временем физической жизни. Если же мы выйдем за её пределы и вспомним о Христе и Его последних днях, то мы увидим, что все те хулители и кощунники, которые надругались над нашим Спасителем, навредили лишь только самим себе, никто из них не имел, не имеет и никогда не будет иметь возможности нанести какой-либо вред праведнику с точки зрения вечности. То же самое можно сказать о всех других противниках Бога, эти люди, по справедливому замечанию книги Притчей Соломоновых, в конечном итоге наносят вред лишь самим себе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов