Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 32-36, Глава 9, стихи 1-11. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 32-36

Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 1-11

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Господь наш Иисус Христос в годы Своей земной проповеди брал за основу используемых Им образов, в первую очередь, образы, известные со времён Ветхого Завета. Если задаться целью сопоставить слова Христа со словами древних библейских книг и с поучениями авторитетных раввинов, то мы увидим в них много общего. Впрочем, Господь не останавливался лишь на цитировании известных ещё до Него истин, Он шёл дальше и применял эти истины к описанию пути в Царство Небесное. Один из наиболее известных образов в притчах Христа — образ пира. Он тоже не был уникальным, и был известен из Ветхого Завета, к примеру, из 8-й и 9-й глав книги Притчей Соломона. Отрывок из этих глав звучит сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения.

Глава 8.

32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.

34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!

35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;

36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть".

Глава 9.

01 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,

02 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;

03 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:

04 "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала:

05 "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;

06 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".

07 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.

08 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;

09 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум;

11 потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Если мы вспомним Христову притчу о званных на пир к богатому знатному человеку, то мы вспомним и о том, что мало кто из приглашённых на этот пир откликнулся на приглашение, хозяин вынужден был отправить своих слуг обратиться к тем, кого изначально не должно было быть на званном ужине: к «нищим, увечным, хромым и слепым» (Лк. 14:21). Слуги хозяина, как о том свидетельствует притча, в прямом смысле вышли на улицу и стали обращаться буквально к каждому (см. Мф. 22:10), и эта картина не может не напоминать нам слова из только что услышанного отрывка книги Притчей Соломона. Здесь практически то же самое: пир и приглашение на него, звучащее на улице с городских возвышенностей. Но у хозяина пира книги Притчей есть имя — это не некий анонимный хозяин, здесь прямо сказано, что пир устроила премудрость, она зовёт к себе всех, она предлагает не какое-то тленное угощение, она предлагает прийти и обрести разум.

Несмотря на то, что книга Притчей никак не описывает реакцию людей на приглашение премудрости, мы прекрасно знаем, какова эта реакция: чаще всего она совпадает с реакцией тех, для кого первоначально предназначался званный ужин в евангельской притче — людям некогда, у людей иные заботы, иные интересы и приоритеты. И это очень любопытно: как же так получается, что самое важное Бог даёт нам бесплатно и без каких бы то ни было условий, но нам это неинтересно? Почему большую часть жизни — а иногда и её всю — мы посвящаем совершенно другим делам и устремлениям? Почему мы не хотим прийти и взять то, что даёт нам Бог?

Книга Притчей прямо не отвечает на эти вопросы, но она указывает нам путь их поиска: ослушавшись Бога в раю, человек изменился столь сильно, что его стала манить к себе не жизнь, а смерть, собственно, само проявленное непослушание Богу — это уже свидетельство тяготения к смерти. А потому-то книга Притчей от лица премудрости, под которой здесь скрывается Бог, свидетельствует: «Согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Притч. 8:36). Да, мы не способны своими силами устранить в себе трагическое наследие Адамы и Евы, но мы можем проявить волевое усилие и сделать выбор в пользу того пира, на который приглашает нас Бог, этот пир — пир божественной литургии и пир нравственной евангельской жизни, он — залог блага для души и жизни вечной.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!