Книга Бытия, Глава 7, стихи 1-5
Однажды одна пожилая одинокая дама задала священнику неожиданный вопрос: «Батюшка, а что будет с моими котиками, когда они умрут? Я очень переживаю, возьмёт Боженька их к себе в рай или нет?» Опытный пастырь не стал вдаваться в абстрактные и высокопарные размышления, но дал предельно чёткий и ясный ответ: «Всё зависит исключительно от вас. Вы хозяйка. А потому там, где будете вы, будут и ваши котики. Их участь в вечности только в ваших руках». Можно сколько угодно спорить о богословской точности этой мысли. Одно бесспорно — она демонстрирует важный духовный закон: участь наших близких во многом в наших руках. Своим духовным состоянием мы влияем на их судьбу. Как сказал один известный писатель: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Подтверждение этого закона мы находим в отрывке из 7-й главы книги Бытия, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Ной был человек исключительной праведности. Это подтверждает Сам Господь, когда говорит: «тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем». Что значит увидел? В Священном Писании встречаются выражения, из которых следует, что Бог видит праведника, знает его, но не знает и не видит грешника. Конечно же, не стоит понимать эти слова буквально. Ведь Бог всеведущий и всезнающий. И на каждого человека у Него имеется самое полное досье, а также самые точные сведения о его местоположении во времени и пространстве.
Скорее, здесь речь идёт о том, что грешник сам не пускает Бога в свою жизнь. Всячески своими делами, словами и мыслями закрывает себя от Творца. Он живёт так, будто Его нет. Будто он сам бог. И так незаметно для самого себя он сползает в пустоту, небытие, отсутствие жизни. Вот такой парадокс. Чем больше в моей жизни эгоизма, самолюбия, зацикленности на себе, тем призрачней я становлюсь. Своими самовольными поступками я словно ластиком стираю себя из книги жизни. Я всё дальше и дальше от Бога. Он всё меньше и меньше меня знает и видит. Так грешник постепенно превращается в тень. И в итоге погружается во тьму внешнюю. Место, где нет Бога.
Праведник живёт совершенно иначе. О Ное говорится, что он «ходил перед Богом». То есть каждую свою мысль, слово и поступок он сверял с Божьей волей. Только представьте, каждое мгновение Ной словно вёл незримую беседу с Творцом. Что бы он не делал, куда бы не пошёл, сначала праведник спрашивал: «Господи, а что ты думаешь по этому поводу? Стоит мне это делать или нет?» И так во всём. Это и означает отдавать свою жизнь в руки Творца. Чем интенсивнее мы говорим с нашим Небесным Отцом, тем ярче наш образ в Его глазах. Тем больше Его в нашей душе. Тем отчётливей мы слышим Его голос. Мы идём по этой жизни и ощущаем, как во всех наших делах нас сопровождает Его взор. Имя наше может быть неизвестно людям. Мы можем быть очень незначительны по своему положению в обществе. Зато нас знает Господь. А потому жизнь во всех своих проявлениях поворачивается к нам лицом.
Не все в окружении праведного Ноя были такими же святыми людьми. Как мы знаем один из его сыновей, Хам, надсмеялся над отцом. Совершил тяжкий грех. Однако и он вошёл в ковчег. Ради праведника Господь дал ему шанс. Точно так шанс получили и другие члены семьи Ноя. Шанс получили и животные, а также и все последующие поколения людей, живущие благодаря Ною после потопа. Так и мы, если ведём праведный образ жизни, спасаем не только собственную душу, но и души тех, кто нас окружает, и кто нам дорог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов