Люблю получать подарки. И дарить тоже. Самые разные. Главное, чтобы они радовали тех, для кого предназначены. И если раньше нравилось делать сюрпризы, то теперь накануне предстоящих торжеств предпочитаю выяснить, о чем же мечтает их виновник.
Так и поступила, когда приближалось 16-летие моей крестницы Оли. Поинтересовалась, что ей подарить. Предполагала, что получу большой список соответствующих возрасту желаний. Но услышала совершенно неожиданное:
— Крестная, мне очень хочется ветеринарную энциклопедию. В двух томах. Я даже знаю уже, где её можно купить, нашла в интернете...
Я подумала было, что в необычном подарке Олю интересовали разделы, посвященные кошечкам и собачкам, но ошиблась. Конечно, эти очаровательные создания тоже относятся к числу её любимцев, дома всегда жил кто-нибудь из питомцев, а то и не один, но в энциклопедии главным персонажем для Оли были... коровы. Нет, неправильно. Коровки! Только так, тепло и ласково, называла и до сих пор называет их моя крестница.
Оленька, городская жительница, познакомилась с красавицами буренками в одном из монастырей Ивановской епархии, куда на каникулах вместе с бабушкой не раз ездила помолиться и потрудиться во славу Божию. Послушания, которое паломницы выполняли в свободное от богослужений время, привели Олю на ферму, к коровкам. И она сразу отдала им своё сердце. Добрые животные ответили ей взаимностью. Так что забота о крупнорогатых подругах стала для Оли главным послушанием.
Прошло несколько лет. Теперь моя крестница уже не школьница, а взрослая девушка, принявшая осознанное решение жить в монастыре. Так захотела ее душа, с ранних лет возлюбившая Господа, Церковь, храм, молитву. Меня радуют долетающие от неё весточки. Потому что чувствую, что она нашла свой путь. В большой монастырской семье на ее долю выпадают самые многообразные дела — и в паломнической гостинице, и в поле, и на кухне. Но все-таки любимым местом послушания остается, конечно, коровник.
Поделюсь с вами одной историей. В то раннее утро послушница Ольга на ферму прибежала самой первой. Ведь одна из её любимых коровок отелилась, а рядом никого не оказалось. Родившийся телёночек упал в жёлоб для стока воды.
— Ой, он же захлебнулся! Господи, помоги! Подскажи, что делать! — воскликнула Оля, подхватывая малыша.
Дальше она четко понимала, что делать, какие манипуляции необходимо совершить: как поднять бедное животное, где нажать, похлопать, насколько сильно потрясти. И получилось! Новорождённый был в полном смысле слова реанимирован.
Скоро коровка-мама уже вылизывала своим шершавым языком стоящего на дрожащих ногах телёночка. Про то, что это очень важно в первые минуты его жизни, Оля знала и из прочитанной от корки до корки энциклопедии, и из уже приобретённого опыта.
Я люблю делать подарки. Но и получать тоже. Вместе с приветами крестница при возможности передаёт мне гостинцы. Да какие! Разве может быть что-нибудь вкуснее монастырского сыра или сметаны? Особенно, когда знаешь, что в них заключены любовь, забота и, главное, молитва.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.