Однажды в студенческой столовой я нашла три рубля. Ну — как нашла: столовая пустая, время каникулярное. Я подошла с подносом к кассе, а там на блюдечке чья-то трёшка лежит одной бумажкой. В то время это были вполне значительные деньги — три рубля! Я пообедала — и мне ещё сдача осталась, много, два рубля с копейками.
Обрадовалась, чего скрывать. Поела и дальше по своим делам пошла. Но чувствую — радость какая-то нехорошая, да и радость ли это? Не своё взяла. Хоть и не претендовал никто на эти деньги, и кассирша ничего не заподозрила, но... Не своё взяла!
Невоцерковлённая и даже некрещёная тогда, я не размышляла в парадигме «грех-не грех». Но чувствовала всё верно. Ведь совесть — голос Бога внутри нас — не обманешь. Прошло несколько дней, мне становилось всё томительней. Просыпаюсь утром — и стразу про эту трёшку вспоминаю: чужая! А ведь потратила уже. Маленькой дочке творог купила и соску-пустышку. До сих пор помню эту соску, красивую такую, в виде ромашки — дочке она нравилась, а мне не очень. Потому что... Ну, будто ворованная.
Дождалась зарплаты мужа. Взяла три рубля, пошла в столовую. А там и кассирша другая, и случай тот никто не помнит. И за трёшкой никто не приходил, говорят...
Что ж делать оставалось? Это сейчас, через много лет, я отправила бы себя ту, прошлую, в храм. Тогда же — в конце восьмидесятых — студентке идеологического факультета университета это и в голову прийти не могло. Тогда я просто ощущала растущую муть в душе — как след от поступка — и не знала, как её смыть.
Смыла слезами. По телефону всё-всё маме рассказала, практически исповедалась. Мама живёт на другом конце страны, но говорили — будто ночью в тесной кухне. Я плакала. А мама успокоила и посоветовала отдать три рубля первому попавшемуся нищему. Насколько же стало легче у меня на душе!
А наутро я увидела бедную женщину, что побиралась у гастронома. Подошла к ней и положила деньги на блюдечко у её ног — три рубля одной бумажкой. Женщина подняла на меня благодарные глаза.
Я вернулась домой, где меня ждали муж и только что проснувшаяся синеглазая дочка с очень красивой соской-ромашкой.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.