Книга Бытия, Глава 5, стихи 1-24. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 5, стихи 1-24

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Библия, как мы знаем, очень любит родословия. Зачастую они бывают нам непонятны, а потому мы склонны их либо пролистывать, либо не останавливать на них своё внимание. Однако в Библии нет случайных или же лишних слов, а потому и в родословиях есть глубокий смысл, как минимум, по ним можно проследить некую динамику развития человека. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения звучит одно из множества библейских родословий, взятое из 5-й главы книги Бытия.

Глава 5.

01 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,

02 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

03 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

04 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.

05 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.

06 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.

07 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей.

08 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.

09 Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.

10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей.

11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.

12 Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.

13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей.

14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.

15 Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.

16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей.

17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.

18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.

19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.

20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.

21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.

22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей.

23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.

24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

С библейской точки зрения смысл истории состоит в том, чтобы человек вернулся туда, откуда он ниспал по причине грехопадения. Но этот смысл далеко не очевиден в том случае, если мы будем смотреть на историю не как на целое, а сосредоточим своё внимание лишь на деталях, к которым можно отнести и жизнь конкретного человека. Только что прозвучавший библейский отрывок рисует перед нами прекрасную и законченную картину, в ней мы видим начало истории, которое совпадает с её окончанием, то есть она замыкается в некий круг, тот самый круг, по которому должно пройти как всё человечество, так и каждый человек.

Мы видим здесь упоминание созданных Богом Адамы и Евы, видим перечисление их потомков с годами жизни, и видим возвращение последнего из поименованных здесь людей туда, откуда вышли первые люди, то есть к Богу. Причём об этом человеке — Енохе — сказано, что он был взят Богом, то есть он не умер так, как умирали все его предки. Это означает, что потомки первых людей в лице Еноха сумели в конечном итоге достичь цели своего существования, они сумели снова войти в прямое и непосредственное богообщение.

Конечно, на этом история человечества не прекратилась. Родословие из 5-й главы книги Бытия — это лишь предельно краткое содержание всего дальнейшего текста Священного Писания, то, что произошло с Енохом, должно произойти в конечном итоге с человечеством, оно должно вернуться к своему изначальному блаженному состоянию. Краткое содержание вовсе не обязано включать в себя полное описание дальнейшего, более того, оно ничего не говорит и о том, каким образом Еноху удалось достичь такой высоты жизни, что он стал способным в теле взойти к Богу. Однако из Нового Завета мы знаем о Христе, знаем, что, благодаря совершённому Им, каждый человек имеет возможность уподобиться Еноху и с преображённым по образу Христову телом взойти туда же, куда взошёл Енох. И дай Бог, чтобы у нас это получилось!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!