Книга Бытия, Глава 4, стихи 8-15
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Библейская книга Бытия — это книга загадок, которые в полной мере мы не сумеем разгадать до той поры, пока Сам Бог не откроет нам сокровенный и полный смысл написанного в этой библейской книге. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения звучит отрывок из 4-й главы Бытия. Давайте послушаем его и попытаемся по мере наших сил проникнуть в те тайны, которые содержит в себе этот библейский отрывок.
Как мы понимаем, вопросов к этому отрывку книги Бытия может быть очень много, и у каждого человека они будут свои. Однако есть один вопрос, на который, как кажется, обращают особое внимание абсолютно все читатели Священного Писания Ветхого Завета. Этот вопрос может быть сформулирован множеством способов, а касаться он будет финала только что прозвучавшего отрывка, того таинственного знамения, которое сделал Господь Каину, а также того, почему же за убийство Каина отомстится всемеро.
Мы привыкли полагать, что человек, совершивший тяжкое преступление в какой-то степени лишается защиты Божией, ну а если говорить про убийц, то о них совершенно замечательно сказано в Евангелии от Матфея, которое сохранило всем прекрасно известные слова Христа: «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Конечно, и у этих слов есть свои толкования, да и практика христианской жизни свидетельствует, что есть те ситуации, когда человек вынужден взяться за оружие, и это не будет инкриминировано ему ни Церковью, ни обществом как преступление. В первую очередь к таким ситуациям относится защита Родины и своих близких. Но это исключения, если их не учитывать, то мы знаем, что убийцы в любом обществе караются с особой строгостью, очень часто такие преступления влекут за собой высшую меру наказания. Однако в Библии мы видим нечто совершенно иное, да, Каин несёт своё наказание, но это наказание крайне непривычное для нас, более того, оно подразумевает какую-то совершенно уникальную неприкосновенность Каина.
Как это понимать?
Многие авторитетные христианские толкователи видели в этом определённое проклятье, которое было наложенное на Каина. Он обречён был на долгую жизнь в крайне стеснённых условиях, омрачённых нравственными терзаниями и страхом. С другой же стороны, долгая жизнь дана была ему ещё и для того, чтобы в полной мере осознать свой грех, ведь после смерти уже никакого осознания быть не может. Здесь мы видим, что Бог, точно так же, как Он не оставил Своим милосердием Адама и Еву, не отвернулся и от их потомка, в котором столь явно начал проявлять в себе грех первых людей. Каин согрешил явно и страшно, но для милосердия Божия этот факт не стал препятствием. Конечно же, история Каина пугает, но вместе с этим она и обнадёживает: да, люди могут от нас отвернуться, но Бог никогда не отворачивается от человека, и всегда даёт ему возможность для покаяния. Впрочем, и эта возможность не длится бесконечно, всё же, мы существа, ограниченные временем, стоит об этом помнить, и использовать отпущенное нам время по его прямому назначению, то есть для искоренения греха и для восхождения к богоподобию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов