
Андрониковский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Просительница. Пречистая Дева представлена на нём без Младенца, в молитвенном сосредоточении. Её смиренно склонённая голова покрыта платком и увенчана короной.
Первое летописное упоминание Андрониковской иконы относится к четырнадцатому веку. Рельефное изображение Богородицы хранилось в сокровищнице императора Андроника, третьего правителя Византии из династии Палеологов. Его имя и дало название святому образу. В 1347 году Андроник пожертвовал реликвию Монемвасийскому монастырю, расположенному на полуострове Пелопоннес. По молитвам перед Андрониковской иконой Пресвятая Богородица совершила множество чудес. На протяжении нескольких столетий в обитель со всех концов империи приезжали паломники, чтобы поклониться святыне.
В девятнадцатом веке турки-османы разорили Монемвасийский монастырь. Насельники успели бежать в город Патры. Настоятель, епископ Агапий, взял с собой чудотворную Андрониковскую икону. Перед смертью он завещал святыню родственнику, русскому генеральному консулу в Греции Ивану Влассопуло. Иван Николаевич заказал для чтимого образа драгоценный оклад из позолоченного серебра, с россыпью жемчуга и бриллиантов. В 1839 году наследник консула, Александр Влассопуло, подарил реликвию русскому госудпрю Николаю Первому.
В России Андрониковская икона несколько лет хранилась в Зимнем дворце. Затем царская семья пожаловала реликвию Троицкому собору Санкт-Петербурга. А в 1885 году чудотворный образ перенесли в Вышний Волочёк. Он стал главной реликвией Казанского женского монастыря, основанного незадолго до этого. В 1897 году в обители построили храм в честь Андрониковской иконы Богородицы.
После революции 1917 года Казанский монастырь закрыли. Древний чудотворный образ верующие перенесли в Богоявленский собор Вышнего Волочка. В 1983 году неизвестные похитили реликвию из храма, и где она сейчас, неизвестно. Но в утешение православным в Феодоровском женском монастыре в городе Переяславль-Залесский сохранилась чудотворная копия Андрониковской иконы Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема