Город Августов, расположенный на северо-востоке Польши, в начале двадцатого века был частью Российской империи. Во время Первой мировой войны его окрестности стали местом противостояния русской и немецкой армий. Осенью 1914 года в Августовских лесах шли ожесточённые бои. Наши войска то отступали, то переходили в контрнаступление. В ночь на 14 сентября Гатчинский и Царскосельский полки двигались навстречу противнику, чтобы вступить в очередную схватку. И тут произошло чудо!
Незадолго до полуночи на тёмном небе появилась сияющая фигура Божией Матери. Одной рукой Царица Небесная держала Богомладенца, а другой указывала на запад — туда, где нашим воинам предстояло сражение. Солдаты и офицеры, ставшие свидетелями необыкновенного явления, в благоговении опустились на колени и горячо молились. Видение продолжалось около получаса, а затем преобразилось в Крест Господень и исчезло. На следующий день русские войска одержали блистательную победу. Чудесное событие получило широкую огласку в прессе и вызвало воодушевление как на фронте, так и в тылу.
В марте 1916 года Святейший синод Русской православной церкви после тщательного расследования благословил чествование икон, изображающих явление Божией Матери солдатам. Один из первых Августовских образов Богородицы появился в Вознесенском Кременском монастыре Волгоградской губернии. Его написали по заказу казачек Клетско-Почтовского хутора, расположенного неподалёку от обители. Эти женщины особо дорожили покровительством Небесной Заступницы русскому воинству, ведь их мужья тоже сражались на фронтах Первой мировой войны.
После революции 1917 года Кременский монастырь закрыли. Августовская икона долгое время считалась утраченной. Но когда в 1992 году обитель вновь ожила, образ Божией Матери вернулся на своё место. Оказалось, что верующие уберегли святыню от поругания. Сегодня помолиться перед Августовской иконой приезжают многочисленные паломники. Солдаты и офицеры, их жёны и матери просят помощи у Небесной Заступницы и, конечно же, получают её.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.