Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25
Книга Бытия, Глава 3, стихи 1-20
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. На исповеди довольно часто можно услышать фразу «я не могу этого не делать». И, конечно, раз речь об исповеди, этими словами объясняют своё ощущение греха, с которым не могут справиться. Но на самом ли деле всё так трагично? Ответ на этот вопрос даётся в отрывке из 2-й и 3-й глав книги Бытия, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
01 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
02 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
03 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
04 И сказал змей жене: нет, не умрете,
05 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
06 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
07 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
08 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
09 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
Сегодняшний отрывок начинается с краткого указания на состояние людей до грехопадения. Сотворённые по образу Божиему, они были призваны Богом к единению и любви, призваны «быть двое в одну плоть», иметь не только телесное общение, но и теснейшее общение душ. При этом они не знали стыда, то есть не чувствовали во взгляде друг друга какой-либо враждебности и полностью доверяли друг другу. Подобное состояние было им дано, они не достигали его с усилием и ничем не заслуживали. Просто Бог сотворил их такими. Но в их задачу входило сделать это состояние своим по собственной воле, свободно принять и усвоить дар, который им дан. Впрочем, свободно отказаться от него они так же могли. Ева знала, что Бог запретил вкушать плоды с древа познания добра и зла. Доверяй она Ему, никакому разговору с лукавым не было бы места. Он закончился бы практически не начавшись. Однако Ева вступает в диалог, искажает заповедь и в итоге выбирает сторону клеветника, поверив ему больше, чем собственному Творцу. Древо, которое Бог назвал источником смерти, она оценивает как хорошее для еды, красивое для глаз и дающее знание. Впервые поступая против заповеди Бога, она поступает против собственной природы, и воля её оказывается склонной ко злу.
Могла ли она поступить иначе? Могла. В этом суть свободы, которую даровал прародителям Бог. Потеряла ли она эту способность полностью? Нет, конечно, иначе Бог после греха ни о чём её не спросил бы... Но упрямое нежелание каяться выдаёт в ней всё большее укоренение в эгоизме, всё большую зависимость от греховного выбора. С точки зрения богословской, мы не несём личной ответственности за грех, который совершили Адам и Ева, но как их дети мы несём в себе то искажение воли, которое они когда-то в себе допустили. Грех, сделавший нашу плоть страстной, смертной и тленной, влечёт нас к себе, но каждый раз мы следуем за ним свободно. На практике это означает, что по-настоящему мы не можем, например, нарушить закон всемирного тяготения, чтобы левитировать, или нашего биологического устройства, чтобы дышать не кислородом, но чем-нибудь ещё. Когда же мы говорим, что не можем не грешить, в глубине души мы лукавим, ведь знаем, что в разных ситуациях мы ведём себя по-разному. И всё же, видя нашу слабость, Бог не оставляет нас без своей милости. Он приходит к нам во Христе, чтобы вернуть нам свободу от греховного плена.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов