Книга пророка Исайи, Глава 3, стихи 1-14
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В социальных сетях можно встретить очень много ироничных картинок, где обыгрывается один и тот же кадр из фильма «Собачье сердце» — где Шариков что-то говорит профессору Преображенскому, а тот, склонив голову, обречённо слушает человеко-собаку. Гениальный кадр потому и пробудил творческую фантазию, что наглядно показал разительный контраст между образованностью и самодурством, воспитанностью и дерзостью, интеллигентностью и бахвальством.
Отрывок из 3-й главы пророка Исаии, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, живописует, по каким причинам становится возможным такое переворачивание социальных ролей в обществе — давайте послушаем.
Итак, причина того, что неразумные дети начинают управлять, младшие отказываются повиноваться старшим, а зрелые, состоявшиеся люди, как от огня, бегут от любой ответственности — вот какая: «язык их и дела их — против Господа, оскорбительны для очей славы Его». Сознательное исключение Бога и Его Святой Воли из житейского горизонта неизбежно приводит к опрокидыванию вековых общественных устоев: и как только это происходит, катастрофа неминуема.
Нам может показаться, что для любого разумного человека, не усвоившего глубоко в сердце порок властолюбия, естественно уклоняться от любой перспективы стать руководителем — то есть взять на себя высокую ответственность. Однако в контексте сегодняшнего чтения мы видим иную грань этого вопроса: там, где отсутствие внятного руководства неизбежно приводит к деградации и разрушению — отказ «взять ситуацию в руки» равнозначен предательству и даже более того — богоборчеству.
На первый план снова выходит подчинение — или, напротив, неподчинение воле Божией. Критический дефицит управляющих кадров не может быть оправдан никакими высокими духовными мотивами личного недостоинства и смирения — потому что такое представление о добродетели смирения по факту становится всего лишь хитрым оправданием своей — пусть и кажущейся духовной — выгоды.
Служение руководителя — если только оно проходит как следование не собственному властолюбию, а воле Божией — это действительно опасное, но и очень важное служение: неспроста в Священном Писании мы ни разу не встретим утверждений о том, что человеческое сообщество способно к полноценному существованию вне всякого управления и иерархии. И дело здесь не только в собственно механизмах управления: образ Бога как Господа, то есть Самого Главного Господина, по умолчанию предполагает наличие определённых иерархических отношений между теми, кто управляет и теми, кем управляют.
Вывод, к которому сегодня побуждают слова пророка Исаии, я бы сделал вот какой: надо благодарить Бога за тех, кто несёт своё бремя управления и не пытается уйти в тень при появлении серьёзных проблем. И не только благодарить, но и усердно молиться за всех начальствующих, чтобы Господь просветил их мудростью и силой духа принимать такие решения, сквозь которые просвечивала бы благая Божественная воля!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов