Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 1-18
Стоит ли во всём полагаться на свой разум и всегда ли можно доверять своему уму? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 3-й главы книги Притчей царя Соломона, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
«Я мыслю, следовательно, я существую». Это известное выражение принадлежит Рене Декарту. Философу, который является одним из отцов-основателей современного рационализма. Это такой подход в философии, который утверждает, что основой человеческого познания и деятельности является ум, рациональное начало в человеке. Именно ум систематизирует тот опыт, который поступает к нам извне. Именно благодаря ему в нашем сознании живёт образ мира. Наш ум похож на библиотекаря. Для каждой новой книги, которая поступает в хранилище, он находит нужный стеллаж, а на этом стеллаже нужную полку и ячейку. Мир в представлении ума — это огромный каталог, жёсткий диск компьютера, где каждый фрагмент информации занимает отведённое ему место. А потому ум помогает нам дать оценку происходящему и выбрать верную стратегию поведения. При помощи ума мы познаём действительность, осмысляем настоящее, прошлое и будущее.
Казалось бы, какой замечательный инструмент. Однако уже в глубокой древности философы заметили: порой ум словно играет с нами. Те выводы, которые мы делаем при его помощи, резко противоречат опыту жизни. Так, например, древнегреческий философ Зенон утверждал, что быстрый бегун Ахиллес никогда не догонит медленную черепаху. Черепаха стартовала первая. Потом стартовал Ахиллес. Каждый раз, когда Ахиллес добегает до той точки, где была черепаха, она уже успевает продвинуться немного вперёд. Зенон утверждает, что Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху. Каждый раз он будет достигать точки, которую черепаха уже покинула. Так это представляется уму. Однако опыт жизни говорит совершенно о другом. Быстрый Ахиллес в два счёта обгонит каракатицу.
Зенон жил в 4 веке до Рождества Христова. Но уже за несколько столетий до него ровно об этом же говорил премудрый царь Соломон. «Не полагайся на разум твой, не будь мудрецом в глазах твоих», — советует он. Это не означает, что нужно совсем перестать думать. Это означает, что есть у нас есть более важный орган познания мира. Он гораздо глубже нашего ratio. Это наше сердце. Место, где обитает наш дух. Место, где нам открывается Бог. Если ум помогает нам ориентироваться в трёхмерном пространстве и во времени, то наш дух восполняет эти данные. Он поднимает нас над обыденной реальностью и открывает те измерения бытия, которые недоступны уму. Это мир веры, надежды и любви. Это мир Бога.
Для того, чтобы проникнуть в эту область, необходимо совершать поступки, которые нашему уму кажутся невыгодными и порой абсурдными. Речь идёт о заповедях Бога. В первую очередь о Евангельской заповеди жертвенной любви. Лишь тому, кто воспитает в себе навык отказываться ради ближнего от своей корыстной выгоды, духовная реальность откроется во всей своей полноте. А вместе с ней явятся и подлинная мудрость, и Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов