Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Как-то на одной научной конференции я услышал рассуждение, которое автор кратко назвал «Бог и спички». Суть его сводилась к следующему: если родитель любит своего ребёнка, уходя из дома, он спрячет спички, предотвращая таким образом ситуацию, в которой ребёнок нанесёт себе вред. Дальше эта логика переносилась им на Бога, который оставил людей в раю и дал им древо, о котором Сам же сказал, что оно опасно и может быть вредным для человека. Вывод делался следующий: если Бог оставил своё чадо рядом с опасным для него предметом, его нельзя назвать любящим родителем. Может показаться, что в этом рассуждении есть своя правда, но так ли это на самом деле и что на этот счёт говорит нам Священное Писание? Порассуждать об этом нас приглашает отрывок из книги Бытия, который читается сегодня храмах время богослужения. Давайте его послушаем:

Глава 2.

04 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

05 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

06 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

07 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

08 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

09 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

На самом деле рассуждение о любящем родителе и спичках, с которого мы начали программу, не очень корректно, потому что, следуя этой логике, любящий родитель должен спрятать в доме не только спички, но и столовые приборы, а также всё твёрдое, острое, бьющееся и т.д. Иными словами, он должен практически лишить ребёнка возможности передвигаться, потому что подвижный ребёнок, да и вообще живой человек может нанести себе вред не только спичками. Но будет ли такой родитель адекватен? Ведь у всего, в том числе и у осторожности, должна быть своя мера. Кроме того, в какой-то момент ребёнок должен научиться осознавать опасность, останавливаться перед ней и контролировать своё поведение.

Чем же в таком случае явилось древо познания добра и зла для людей? Древом опасности или древом воспитания воли? И тем, и другим. Оно было древом самостоятельности для человека, либо самостоятельности в послушании, либо в непослушании. Всё зависело от него самого и того, как он реализует свою свободу. Человеку было очень много дано. Ему был дан рай с его прекрасными деревьями, была дана земля, чтобы он возделывал её, но самое главное — ему как существу богообразному была дана свобода как условие, которое делает возможным доверие и любовь. Посмотрев на обстоятельства своей жизни, каждый из нас может решить, что они радикально отличаются от тех, в которых были наши прародители, и во многом это будет верно. Сегодня мир кажется лишённым своей первозданной чистоты, полным зла и рабства греху. Однако Христос для того и пришёл, чтобы вернуть нам свободу послушания Богу, без которой невозможна любовь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!