
Епископ Тихон, возглавлявший Воронежскую епархию в восемнадцатом веке, последние годы своей жизни провёл в Задонском Рождество-Богородицком монастыре. Для святителя это было время аскетических подвигов и непрестанной слёзной молитвы. Много часов он проводил уединённо в своей келье перед Казанским образом Богородицы. Эту икону написали по заказу епископа. На полях её были изображены небесный покровитель архипастыря, святитель Тихон Амафунтский и праведная Марфа, сестра Лазаря, воскрешённого Иисусом Христом.
Будучи человеком нестяжательным, Тихон Задонский раздаривал своё имущество посетителям, искавшим у него утешения. И Казанский образ Божией Матери он отдал в знак благословения одному из паломников. А новый обладатель позднее пожертвовал реликвию в Московский Симонов Успенский монастырь. Здесь она несколько десятилетий хранилась незаметно, пока не произошло чудо.
В середине девятнадцатого века некая девица Наталья Жмаева по совету старца Серафима Саровского отправилась в странствование по русским монастырям. Во время паломничества, будучи в Москве, она тяжело заболела — кровоточащие раны на руках и ногах не затягивались, от слабости случались обмороки. Врачи не смогли помочь девушке, и она возложила свою надежду на Бога.
Во сне Наталье было открыто, что она должна пойти в Симонов Успенский монастырь и помолиться у Казанской иконы Богородицы — той, самой, что некогда висела в келье святителя Тихона Задонского. Наталья исполнила повеление — и совершенно исцелилась.
С тех пор к Казанскому образу Божией Матери в Симонов монастырь стали стекаться богомольцы. В честь иконы в Успенском соборе устроили боковой придел. Святыня в богато украшенной ризе находилась в иконостасе слева от царских врат алтаря. По молитвам перед ней непрестанно совершались исцеления и другие чудеса. Об этом свидетельствовали многочисленные драгоценности на окладе, оставленные благодарными паломниками.
После революции 1917 года Симонов монастырь взорвали безбожники, чудотворная Казанская икона была утрачена. Но славная история драгоценной реликвии, наследия Тихона Задонского, вписана золотыми буквами в летопись Русской православной церкви.
Все выпуски программы Небесная Заступница
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема